Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. И приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе
Сказано: во Египет снидоша людие Мои прежде, еже пришелцем быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася (Ис. 52:4). Посему пророчествует, что будет ли кто из народа в Египте или у ассириян, при рождении Еммануила они выйдут и в стране Иудейской почиют в самородных и никем не занятых убежищах. Говорит же, что мухи владеют частью реки египетской и что есть пчелы в стране Ассирийской, показывая тем малозначительность сопротивных сил. Ибо муха есть животное, родящееся из навоза, беспокойное для людей и отвратительное, у которого и жизнь беспокойна, и смерть мерзка. Тогда овладеют частью реки египетской. Ибо Нил начинается выше, у эфиопов, и при малой его части, именно при впадениях его в море, населен Египет. И на этом месте все четвероногие, звери, гады и птицы обоготворены, и им поклоняются. Сих-то мух, бессилие сопротивной силы, потребит Господь Своим позвизданием, то есть духом уст Своих истребит (ср.: 2 Сол. 2:8). И во стране Ассирийстей пчеле. И пчела есть животное малое и слабое, умирающее в то самое мгновение, как отмщает. Ибо в одно время и впускает свое жало, и с ужалением умирает; уязвленному вредит мало, а себя лишает жизни. Таково же свойство людей язвительных и духоборцев: они лукавством более делают зла себе, нежели тем, которые подвергаются их гневу.
Толкование на пророка Исаию.
И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской
Видишь ли, как не напрасно я говорил, что он, желая усилить в них страх, произносит угрозу с того же дня? Это доказывают последующие слова, которыми он увеличивает страх, представляя им войска, которые были для них весьма страшны, объясняя легкость нашествия врагов, что крайне могло тронуть их, и указывая на множество войска, что особенно поражало их ум. Все это он выразил последующими словами: «И будет, – говорит, – в тот день: даст знак Господь мухе». Мухами здесь он называл египтян по их наглости и бесстыдству, потому что они, будучи постоянно прогоняемы, постоянно вновь нападали и не давали ни малейшего отдыха, но часто причиняли иудеям множество беспокойств, беспрестанно приставая к ним во время несчастья, как мухи к ранам. Их, говорит, приведет Бог. Впрочем, не сказал: приведет, а: «даст знак», выражая легкость их нашествия и непобедимость силы Божьей, для которой достаточно одного мгновения и все совершается. Справедливо пророк угрожает им наперед такими врагами, которых нападение они уже испытали.
«И пчеле, которая в земле Ассирийской» (у св. И. Зл. «пчел» – мн. число). В сирском и еврейском тексте, как говорят, сказано не «пчел», но «осам» (σφήхας). Так как этих врагов они еще не очень испытали, то сравнением с таким насекомым пророк внушает им великий страх, выражая названием этого насекомого их силу, стремительность, мстительность, тяжесть ран, скорость прибытия, трудность остеречься от них.
Толкование на пророка Исаию.
Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей: и приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе
Расширяет повествование и подробно описывает наступление войны и то, что имеющие по времени прийти против них разорят всю землю их, селения и города. При этом думаю, нужно опять сказать то, что написано в четвертой книге Царств, для точного разъяснения имевшего быть. Итак, сыном Ахаза, к которому было обращено настоящее слово, был Езекия, а сыном Езекии – Манассия, сыном же Манассии – Амос. Сын сего последнего Иосия был муж благочестивый, однако, окончил жизнь следующим образом: Фараон Нехао, царь Египетский, оставив землю свою, выступил со всем войском своим, направляясь против земли Ассирийской. Иосия, убоявшись, как бы он, пришедши и на Иудею, не захватил его землю в руки свои и не стал бы господствовать над нею, вздумал начать войну против него, не смотря на то, что Фараон отказывался от войны с ним, восстав же против него, Иосия скончался на войне и землею Иудейскою овладел царь Египетский, который достиг такой силы, что и воцарившегося Иоахаза, сына Иосиева, лишил царства и связанного отвел в страну свою, и поставил царем Елиакима, и наложил дань на народ и вытребовал большое количество денег. Затем, когда Елиаким процарствовал над Иудеею целых одиннадцать лет, от него принял бразды правления сын его Иехония; потом после него Седекия, в царствование коего выступил войною против Иудеи Навуходоносор, который, предав ее всю сожжению, присоединив к другим городам и самый Иерусалим, взял Израиля в плен, вместе с священными сосудами, и совершил все то, что повествуется в священных писаниях (4 Цар. 24:10 и далее, ср. 2 Пар. 36:5 и далее, также 4 Цар. 23:29 и далее, и 2 Пар. 35:20 и далее). На эти-то исторические события и указует нам смысл изъясняемых слов. Итак, будет, говорится, в той день, то есть, в то время, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей. Очевидно здесь речь идет в иносказательном смысле: образ взят из быта пчеловодов, которые свистом вызывают мух (пчел) из ульев на поля, а потом опять возвращают их, как бы каких птенцов, заключая их в гнезда. Мухам же уподобляет Египтян, как я думаю, по причине множества их и не очень значительной звучности голоса; а пчеле – народ Ассирийский, потому, что пчела испещрена и благоукрашена и покрыта многими иглами. Таковы же, некоторым образом, что касается до одежды и украшения, и Ассирияне и Персы: они любят украшения, всегда придают большую цену разноцветности в одежде и к тому же вооружены острыми копьями. Они, сказано, приидут вси, и почиют в дебрех страны, и в пещерах каменных, и в вертепах, и во всякой разселине, и во всяком древе. Ибо так как речь идет о мухах, то она и остается иносказательною. Это значит, что они осмотрят всю страну их, так что никто из скрывшихся не может утаиться, в скалах ли например кто укрылся бы, или в дебрях, или же в рощах и лесных долинах. И в ином смысле это можно разуметь, именно, что в преогорчевающих Бога всяческих и не останавливающихся пред тем, чтобы оскорблять Его, на подобие поселяются и обитают лукавые и враждебные силы и необыкновенные из присущих нам страстей, так что никто не может удалить или защитить и спасти от них. Ибо если Бог восхочет послать на нас зло, то кто может оказать нам помощь?
Толкование на пророка Исаию.
И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской
См. Толкование на Ис. 7:16
Ст. 18— 19 И будет в день тот, посвищет Господь мухе, которая на краю рек Египетских, и пчеле, которая в земле Ассирийской: и придут, они, и усядутся все на потоках долин, и в расселинах скал, и кустарникам и во всех скважинах
Когда будет опустошена страна двух царей, Дамаск и Самария, которой ты теперь опасаешься и страшишься, тогда наведет Господь на тебя, дом Иудин, и на народ твой дни, каких ты никогда не видал прежде, и царя Ассирийского. Итак ты напрасно страшишься настоящего, трепещешь полу сожженных и огня вовсе не имеющих· ибо знай, что Господь призовет свистом своим мух Египта и рек его, чем несомненно, обозначаются семь каналов Нила, и пчелу, которая в земле Ассирийской. Египтян называет мухами по причине нечистоты идолопоклонства и не воинственности народа, а Ассириян называет пчелою, так как в то время их царство было самое могущественное и самое войнолюбивое, или же потому, что почти вся Ассирийская и Персидская страна употребляла стрелы. Итак они все придут и займут землю твою на потоках долин и в расселинах скал и во всех кустарниках и скважинах и на лесных деревьях. Говорится же это метафорически, чтобы однажды употребленное сравнение Египтян и Ассириян с мухами и пчелами выдержать и в остальном. Прочитаем книги Царств и Паралипоменон, и мы найдем, что святой царь Иосия был умерщвлен Египтянами, и народ Израильский подчинен власти царя Египетского (4 Цар. гл. 23; 2 Пар. гл. 35), так что он поставил им царя. И спустя немного времени, припал Навуходоносор с бесчисленным множеством ратников, и взяв Иерусалим и разорив другие города Иудеи, сожег храм и поселил в Иудее жителей Ассирийских (4 Цар. гл 24).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.
И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской
Мухе. Египтяне названы мухами с реки Египетской потому, что в Египте после наводнений, производимых Нилом, чрезвычайно размножаются мухи. Пророк хотел указать на многочисленность египетских полчищ и на настойчивость египтян, с которою они будут добиваться овладеть Палестиной (поговорка: назойлив, как муха).
Пчеле. Ассирийцы называются пчелами, потому что в их стране было много пчел и потому, что ассирийцы наносили своим врагам тяжкие поранения, были особенно злы и неукротимы в гневе, как раздраженные пчелы.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 7:17