изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их
Видишь ли низость порока? Людей он делает зверями, аспидами и змиями, и разумный язык превращает в зверский. В чем он обвинял их выше, в том опять обвиняет и здесь. В чем же именно? «Яд аспидов в устах их», говорит, всегда, постоянно. Как выше он сказал: «всякий день готовились к брани», так и здесь: «изощряли язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их»; именно это везде означает διάψαλμα, которое по-еврейски называется: «сел», т.е. постоянно. Если кратковременный порок есть тяжкое зло, то какое прощение, какое оправдание могут иметь те, которые постоянно упражняются в нем и никогда не насыщаются?
Беседы на псалмы. На псалом 139.
изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их
См. Толкование на Пс. 139:1
Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их
Потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных.
Изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их
Сии, говорит, злые и неправедные люди изострили язык свой для того, чтобы испустить тлетворный яд хитрых и вредных слов своих и под губами у них, т. е. в устах их находится злонамеренное и душевредное слово, которое уподобляется яду аспида, потому что повреждает и погубляет невинных. Видишь ли, возлюбленный, как злокачественность превратила таких людей в зверей, аспидов и змий, не изменив природы их, но превратив расположенность их, по словам Златоуста, в бесчеловечие и жестокость.
У Златоуста написано: Яд же аспидов под губами их всегда. Ибо находящееся здесь пресечение (διαψαλμα) означает: всегда. И о сем пресечении можешь прочитать в первом томе 7ю главу предисловия.
Слова Eвceвия: Они готовы к обману, подобно оному змию, обманувшему некогда в раю жену, ибо и он приступал к жене с притворным видом дружества, представляясь заботящимся и старающимся о ней, но в словах своих скрывал смертоносный яд преступления. Таковы, по моему мнению, и безбожные еретики и те, которые мудростью Мира сего вооружаются на брань и изощряют язык свой, скрывая в то же время под губами своими яд аспидов, т. е. неких злых сил. Феодорита: Ибо Саул посредством хитрости часто старался истребить его и многократно поклявшись и употребив дружеские слова, преступал клятвы свои. Сию-то тайную вражду и скрытную хитрость прилично уподобил яду пресмыкающихся зверей.
изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их
Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета
«Всякий день ополчаются на брань» - каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями.
изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их
См. Толкование на Пс. 139:1