[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 1:5 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Иоанн описывает не Божественную сущность, но, желая провозгласить величие Божие, он то, что считается лучшим и выдающимся среди людей, особо приспособил к Божеству. Так и Павел возглашает: //[Он обитает] в неприступном свете// [[new:1tim:06:16|(1 Тим 6:16)]]. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Никто да не прельщает вас. **Бог есть свет**, и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние. //**Катехизис.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 5-7 **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха** //Вопрос//: Поскольку святой Иоанн говорит, что **Бог есть свет**, и спустя еще немного: **если же ходим во свете, подобно как Он во свете** [[new:1in:01:07|(1Ин. 1:7)]], то каким образом Один и Тот же и называется [светом], и находится во свете, как иной в ином? //Ответ//: Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей. Как все святые - это "свет по причастию" - через боголюбие оказываются в Свете по сущности, так и Свет по сущности становится через человеколюбие [Свое] светом "в свете по причастию". И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Или лучше: Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и сие есть обетование, еже слышахом от Него, и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя** В этих словах содержится чрезвычайно важное благовествование Богочеловека. Бог свет есть. Он – начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что, поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: **ни единыя тмы.** Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол – тьма. Бог есть Жизнь, дьявол – смерть. Бог есть Истина, дьявол – ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: //Аз есмь Свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]], “Аз есмь Свет жизни”. И дьявол может сказать: “я есть тьма миру”, “я есть тьма жизни”. Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос. Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** **Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы**, но свет умов очистившихся, а не наших телесных очей. Стало быть, тогда будет надлежащим ум, который увидит этот свет, чего теперь еще нет. //**Послания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Говоря, что в Божественном свете нет никакой тьмы, Иоанн утверждает, что любой иной свет загрязнен. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-8 **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас** Апостол опять возвращается к прежней речи, и объясняет, какое он слышал **благовестие**, именно следующее: **Бог есть свет, и тьмы в Нем нет**. От кого это слышал он? От Самого Христа, Который говорил: //Я свет миру// [[new:in:08:12|(Иоан. 8,12)]], и еще: //Я свет пришел в мир// [[new:in:12:46|(Иоан. 12,46)]]. Итак, Он есть свет, и тьмы в Нем нет, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самой сильной любовью. Под тьмой разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место в веществе и в нашем расположении. Если же сказано негде: //мрак сделал покровом Своим// [[old:ps:017:12|(Псал. 17:12)]]; то сказано, что //сделал// тьму, а не есть тьма, как сказано //есть свет.// Ибо полагающий и полагаемое не одно и то же. Итак, здесь **тьма** означает наше незнание о Боге, по причине Его непостижимости, а это незнание наше есть, а не Божие. Ибо иному придается нечто такое, чего нет в нем, не для него самого, но для кого-нибудь из имеющих отношение к нему. А что апостол называет тьмой грех, это видно из евангельского изречения его: //и свет во тьме светит, и тьма не объяла его// [[new:in:01:05|(Иоан. 1:5)]], где тьмой он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим, существом, весьма удобоуловимым, стал совершенно неуловим для искусителя. Ибо //Он не сделал греха// [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]. Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, не может быть тьмы; то и мы, как общники света, не должны принимать в себя тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом. Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: //мы знаем, что Человек Тот грешник// [[new:in:09:24|(Иоан. 9:24)]]. Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда //к злодеям причтен был// за вас [[old:is:53:12|(Ис. 53,12)]]? Итак, если мы, кричавшие некогда:// кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:25|(Матф. 27:25)]], бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы //обманываем самих себя//, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: **обманываем себя**, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Ориген ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** **Бог**, по Иоанну, **есть свет**. Итак, единородный Сын есть сияние этого света, освещающее все творение; и происходящее от Него неотделимо, наподобие того, как сияние происходит от света. //**О началах.**// ---- Конечно, Он есть тот свет, Который просвещает всякое чувство людей, могущих воспринимать истину, как говорится в псалме 35: //«Во свете Твоем узрим свет»// [[old:ps:035:10|(Псал. 35:10)]]. Но что иное нужно разуметь под светом Божиим, в котором кто-либо видит свет, как не силу Божию, чрез просвещение от которой человек познает, как истину всех вещей, так и Самого Бога, Который есть истина? Таков смысл слов: «во свете Твоем узрим свет»; а именно: в Слове и Премудрости Твоей, Которая есть Сын Твой, - в Тебе Самом мы увидим Отца. Неужели же Бога можно считать подобным свету этого солнца потому только, что Он называется светом? И какой, хотя бы поверхностный, смысл получится в том случае, если будет признано, что от этого телесного света кто-нибудь получает причину знания и находит разумение истины? **//О началах. Книга 1.//** ===== Беда Достопочтенный ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** В этом высказывании блаженный Иоанн и показывает совершенство Божественной чистоты, которой Сам Господь нам приказывает подражать, говоря: //Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш// [[old:lev:19:02|(Лев 19:2)]], - и опровергает безумное учение манихеев, говорящих, будто Божественная природа была в борьбе побеждена князем тьмы и испорчена. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Иоанн написал, что благовестие, в котором показывается, что, так как Бог сам является светом, нет в Нем никакой тьмы, было дано ученикам самим Спасителем. Это благовестие, говорит он, и мы вам приносим, чтобы вы имели то же самое суждение о Боге, что и мы, поскольку **Бог есть свет**. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Какое же это **благовестие**? Сказанное апостолом, что явилась наша жизнь вечная. Ведь Отец //так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного// [[new:in:03:16|(Ин 3:16)]], и мы возвещаем вам, что Слово Божие, пришедшее в мир и ставшее человеком, есть **Бог** и **свет**. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** **И вот благовестие** и проч.: изложив возвышенное благовествование о Слове жизни, вечном Сыне Божием (ст. 1—4), евангелист Богослов излагает сущность благовестил, принесенного Словом от Бога Отца, которое они слышали от Него как благовестив, и возвещают верующим как благовесте апостольское. — **Мы слышали от Него**: может быть, это — точное изречение Самого Господа, не записанное буквально в Евангелии, но которое точно записано в сем послании Иоанновом, точно так же, как точное слово Господа, не записанное в Евангелии, записано в книге Деяний в речи Павла как слово Христово — блаженнее давать, нежели принимать ([[new:act:20:35|Деян. 20:35]] см. прим.); афоризм речи, по-видимому, указывает на это. Но может быть также, что это изречение есть обобщение характерное нескольких подобных изречений Христовых в кратком, составленном самим Иоанном на основании подобных слов Христовых афоризме. Подобное можно видеть в Евангелии Иоанновом [[new:in:12:44|(Ин. 12:44)]] и далее и прим.). Дело не в форме и букве изречения, а в смысле содержания. — **Бог есть свет** и проч.: и Бог Отец и Христос, Сын Божий, называются светом, как свет от света. В приложении к Тому и Другому это понятие образное, и из всех понятий, которыми обозначаются Они, самое полное и чистое понятие есть понятие света; **свет** — это совершеннейшее изображение и понятие всесовершеннейшего существа Божия. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее; простираясь на все без исключения, он все являет в истинном виде, все освещает, согревает, оживляет, сохраняет, возращает, радует. И **Бог** — **свет**, всех равно любит, озаряет, оживляет, просвещает, облаженствует, дарует радость, счастие, мир. **Свет** — это полнота всех Божеских совершенств — благости, всеведения, премудрости, святости и прочих высочайших свойств. — Кажется, в языке человеческом нет лучшего слова и выражения для изображения понятия Бога. **И нет в Нем никакой тьмы**, то есть в Боге всесовершенном нет никакого несовершенства. В видимой природе тьма есть отсутствие света, в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства. Частнее: **тьма** означает неведение, грех, ложь; в Боге **нет тьмы никакой**, то есть никакой нравственной нечистоты, неведения, греха, лжи; Он всесвят и всесовершен (см. прим. к [[new:in:01:04#ep_mixail_luzin|Ин. 1:4—9;]] [[new:in:08:12|Ин. 8:12;]] [[new:in:12:46|Ин. 12:46]] и парал.). «Итак, Он **есть свет**, и **тьмы** в Нем **нет**, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под тьмою разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении... А что апостол называет тьмою грех, это видно из евангельского изречения его: и свет во тьме светит и тьма его не объяла [[new:in:01:05|(Ин. 1:5)]], где тьмою он называет нашу греховную природу, которая по своей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему ко греху. Итак, свет, соединившийся с нашим естеством, весьма удобоуловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил и проч. [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Сказав прежде, что: //а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом// [[new:1in:01:03|(1 Ин. 1:3)]], – святой Апостол объясняет, как важно это общение, и к чему оно обязывает нас. Он пишет: **и вот благовестие, которое мы слышали от Него, Иисуса Христа, и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы**. Так святой Иоанн изображает всесовершенное существо Божеское, чуждое всякого недостатка: **Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы**. **Бог есть свет**. В видимом мире свет есть вещество превосходнейшее и благодетельнейшее: потому понятием света, по отношению к Богу, изображается полнота Его Божеских совершенств. **Бог есть свет**, т.е. Бог всеведущ, премудр, всесвят, всеблаг, всесовершенен и всеблажен. Понятие света в различных отношениях изображает разные Божеские совершенства. Так, Иисус Христос неоднократно светом называл Себя, как Просветителя человеков, верующих в Него. //Я свет миру//, говорил Господь [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. //Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света// [[new:in:12:36|(Ин. 12:36)]]. Так и Иоанн, словами: **Бог есть свет**, – указывает в Боге полноту совершенств, премудрость, святость, благость и другие совершенства. **И нет в Нем никакой тьмы**. В видимой природе тьма есть отсутствие или недостаток света; а в переносном смысле тьма означает недостаток совершенства, ведения, мудрости, святости и других совершенств или добродетелей. Поэтому слова: **нет в Нем никакой тьмы**, – значат: нет в Нем никакого недостатка или несовершенства, нет в Нем никакой нравственной нечистоты или греха. Он всесвят и всесовершен. Так, если **Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы**; если Бог всесовершен, премудр, всесвят и непричастен никакому недостатку, никакой нравственной нечистоте: то и мы, говорит Апостол, имея общение с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом, должны ходить во свете, то есть должны стремиться к совершенству, к тому, чтобы всегда познавать Бога, жить по заповедям Божиим, любить Бога всею душою и ближних как себя, и удаляться всякого греха. Кто так поступает, тот ходит во свете. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы** Сущность **благовестия**, принесенного на землю Воплотившимся Словом Божиим, слышанного от Него апостолами и ими **возвещаемого** людям, Апостол Иоанн здесь выражает в форме краткого афоризма с противоположением мысли положительной и мысли отрицательной (параллелизм антитетический): **Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы**. Судя по афористическому характеру этого выражения, а еще более по прямому свидетельству Апостола: **мы слышали от Него**, - можно думать, что здесь воспроизведено точное изречение, собственные слова Спасителя - одно из тех немалочисленных аграфа (agrafa) - не записанных в Евангелии изречений Господа, которые сохранились лишь в писаниях апостолов (таково приводимое Ап. Павлом в речи к ефесским пастырям изречение Господа:// блаженнее давать, нежели принимать// [[new:act:20:35|Деян 20:35]]) или в более поздних памятниках христианского церковного предания. Возможно, впрочем, как и предполагают некоторые толкователи, что рассматриваемое изречение есть обобщение, сокращение или напоминание нескольких подобных изречений Христа Спасителя о Себе, как о свете [[new:in:08:12|(Ин 8:12;]] [[new:in:09:05|9:5)]], самим Апостолом выраженное в афоризме. Во всяком случае, положение: **Бог есть свет** есть одно из выражений, употребляемых Ап. Иоанном, которыми описывается собственное существо Бога, каковы:// Бог есть Дух// [[new:in:04:24|(Ин 4:24)]] и //Бог есть Любовь// [[new:1in:04:08|(1Ин. 4:8)]]: если другие новозаветные писатели говорят о свойствах и действиях Бога, то св. Иоанн, говорит о том, что есть Бог в своем существе. Основное понятие, даваемое именем **света** в приложении к Богу, есть понятие абсолютного нравственного совершенства, ср. [[new:iak:01:17|(Иак 1:17)]], совершеннейшей святости. Как в видимом мире свет есть стихия превосходнейшая и благодетельнейшая, все освещающая, согревающая, оживляющая, так и в Боге **свет** есть совокупность и полнота Его Божеских совершенств - святости, премудрости, всеведения, благодати и др., по которым Бог все в мире озаряет, просвещает, оживотворяет, приводит к блаженству. И нет никакого недостатка ни в одном из этих свойств Божиих, нет никакой тени в присносущем **свете** существа Божия. Итак Он **есть свет, и тьмы в Нем нет**, но свет духовный, привлекающий очи души к зрению Его, а от всего вещественного отвращающий и возбуждающий стремление к Нему одному с самою сильною любовию. Под **тьмою** разумеет или незнание, или грех, ибо в Боге нет ни незнания, ни греха, потому что незнание и грех имеют место (только) в веществе и в нашем расположении... А что Апостол называет **тьмою** грех, это видно из евангельского изречения его: //и свет во тьме светит, и тьма его не объяла// [[new:in:01:05|(Ин 1:5)]], где **тьмою** он называет нашу греховную природу, которая по всей склонности к падению уступает завистнику нашему диаволу, увлекающему к греху. Итак, **Свет**, соединившийся с нашим естеством, весьма уловляемым, стал совершенно неуловим для искусителя, ибо Он греха не сотворил [[old:is:53:09|(Ис 53:9)]]". Из учения о Боге, как **Свете**, Апостол далее делает два нравственно-практических вывода: а) о необходимости для христиан ходить в вере истины и чистоты, признавать и исповедывать свои грехи и очищаться кровью искупителя [[new:1in:01:06|(1ИН. 1:6;]] [[new:1in:02:02|1Ин. 2:2)]] и б) о долге их соблюдать заповеди Божии, особенно заповедь о любви [[new:1in:02:03|(1Ин.2:3-11)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]