[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 1:6 ====== ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** Ложь не соединяется с истиною, как тьма не соединяется со светом, но присутствие одной исключает другую. //**Против ересей.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** Смотрите, братья: никогда, рассчитывая быть в Боге и думая, что имеете общение с Ним, не окажитесь отделенными от Него из-за того, что не созерцаете уже Его свет. **//Катехизис.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем, и не творим истины** И это //благовестие// о Боге как о свете является свидетельством опытным. Конечно, этот личный опыт принадлежит всем действительным христианам, потому что они лично были озарены светом, чтобы жить со Христом и во Христе, жить действительно со Светом и в Свете. Христос их вывел из всякой тьмы, и со Христом они победили всякий грех. И как перед солнцем появляется утренняя заря, так и перед Христом – Светом мира и жизни – появляется сияние Его добродетелей. Если человек начинает подвизаться в святых добродетелях, то они разливают в душе сияние света, и это сияние способствует восходу вечного Солнца Правды, Которое, когда восходит в душе, никогда не садится. Так же и тьма грехов предшествует тьме – создателю грехов. Бурлят и бушуют в душе грехи и разливают удушливую темноту в ней, так что человек не видит, как и где совращается его душа создателем тьмы и греха, дьяволом. Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает, куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин – дьявол. Поэтому святой евангелист Иоанн Богослов благовествует: **Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тме ходим, лжем, и не творим истины**. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** См. Толкование на [[new:1in:01:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 1:5]] ===== Беда Достопочтенный ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** **Тьмой** он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также свидетельства добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, в Ком нет никакого порока. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** Иоанн говорит: **если согрешаем, то не имеем с Ним никакого общения, если же совершаем дела света, то общаемся друг с другом**. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** **И не поступаем по истине**, потому что истина - это свет. Если же поступаем по истине, мы сопричастны свету. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** **Если говорим** и проч.: сила, решительность и некоторая резкость слова, по-видимому, показывает, что апостол имеет в виду //лжеучителей//, искажавших истину о общении верующих с Богом и пребывающих во тьме, хотя мнившихся быть во свете, то есть предававшихся грехам и порокам, хотя мечтавших, что исполняют закон Божий. Но, смягчая обличение и как бы прикрывая заблуждающих, апостол поставляет и себя как бы наряду с читателями и употребляет выражение: если мы говорим и проч. Мысль апостола такова: кто говорит, что имеет общение с Богом, считает себя христианином, членом Царства Христова, а между тем предается грехам и порокам, и притом сознательно уклоняясь от истины и святости, то таковой лжет, обольщает себя и поступает не по истине, живя и действуя не так, как учит жить и действовать истина. «Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может быть, то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы не понести наказания за ложь и вместе с ложью не быть отторгнутыми от общения со светом» (Феофилакт). Разумеется глубокая греховная порочность, как сознательное лживое упорство и коснение во грехе и нераскаянность в нем, так как раскаяние изглаждает грехи [[new:1in:01:09|(1 Ин. 1:9)]]. Эта глубокая греховная порочность характеризуется сильным словом — **лжем** и стоящим в связи с ним выражением — **не поступаем по истине**. //Отец лжи//, по слову Христову ([[new:in:08:44|Ин. 8:44]] и прим.), есть диавол, //не устоявший в истине// и не поступающий по истине; царство истины закрыто для него, ложь — его жизненное начало, непременная сфера, в которой он только и может жить и действовать; ложь составляет его внутреннее существо, и потому ему и свойственна только одна ложь и //истины в нем нет//. Таков и тот, кто говорит, что **имеет общение** с Богом, а сам **ходит во тьме**; он, как диавол, —// лжец, и истины в нем нет//, у него диавольские склонности, диавольские пороки, диавольская греховность; истина ему чужда, ему противна. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине** Так Апостол обличает лжеучителей своего времени, которые, называясь христианами, думая быть в общении с Богом и почитая себя истинными почитателями Бога, в самом деле предавались разным порокам и учили других словом и примером, будто такая жизнь ее препятствует им быть в общении с Богом. Соблюдая скромность в обличении, слова обличения Богослов относит к себе: **Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине**. Яснее мысль Апостола можно так раскрыть: если говорим, что знаем Бога и пребываем в общении с Ним, а между тем предаемся грехам и живем порочно: то мы говорим ложь, и поступаем не по истине, живем не так, как учит истина. Бог свет, или свят и праведен, и всесовершен: потому пред ним надобно жить свято и всей душою стремиться к истинному совершенству, соблюдая заповеди Его. А грехи или пороки – тьма, и несовместны с Божескою святостью, также как внешняя тьма несовместна с видимым светом. //ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?// [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6:14)]] – говорит апостол Павел. Так учит Богослов о внутреннем, духовном общении верующих с Богом Отцем и Господом Иисусом Христом: это общение состоит не в словах и не в видимых только отношениях верующих к Церкви Христовой, но во внутреннем общении с Богом, в единении с Ним посредством веры, надежды и любви. **Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине**. Если говорим или думаем, что мы близки к Богу, и между тем не имеем в своей душе живой веры и любви к Богу и не исполняем заповедей Божиих, а следуем своим порочным желаниям и страстям: то мы обманываем себя; не поступаем по истине, не приближаемся к Богу, а удаляемся от Него. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха** Каждый христианин как член Царства Божия, должен находиться в живом общении с Богом. Но необходимым для того условием является хождение христианина в свете истины и святости. При отсутствии же этих условий христианин заблуждался бы или допускал бы сознательный обман, почитая себя стоящим в общении с Богом - Светом истины и святости. Резкость тона, по-видимому, говорит о том, что Апостол имеет в виду каких-то лжеучителей, искажавших истинное понятие о существе христианской жизни и общения с Богом. "Итак, когда мы принимаем вас в общники с Богом, Который есть свет, а в этом свете, как показано, нет тьмы и не может быть; то и мы, как общники света, не должны в себя принимать тьму, чтобы не понести наказание за ложь, и вместе с ложью не быть отторгнутым от общения с светом" (блаж. Феофил.). Истинное же общение с Богом, истинное хождение во свете по закону богоуподобления необходимо проявляется в общении и с ближними, в братолюбии. Но источник благодатной силы ходить в свете общения с Богом и ближними заключается единственно в искуплении всего мира Кровью Сына Божия. "Никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен Кровью Его, пролитою за нас" (блаж. Феофил.). //**Толковая Библия.**// [<10>]