[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:3 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 3-4 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины** Тот, кто **познал**, и дела совершает, которые относятся к обязанности добродетели. Кто же совершает дела, в силу этого еще не познал: ведь может быть тем, кто знает о правильных делах, однако не об умопостигаемых таинствах. Зная, далее, что некоторые люди совершают добрые дела из страха наказания, а некоторые ради вознаграждения, апостол учит, что познавший Бога в совершенстве творит добрые дела из любви. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем** Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является “соблюдение заповедей Христа”. Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос “не знает” того, кто не исполняет Его заповедей (ср. //Аминь глаголю вам, не вем вас// [[new:mf:25:12|(Мф. 25:12)]]. Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 3-4 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины** Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: //«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам»// [[new:in:14:21|(Ин. 14:21)]]. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди** У блаженного сего мужа в обычае употреблять одинаковые слова для обозначения разных предметов, как например, в стихе: //в мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал// [[new:in:01:10|(Ин. 1:10)]]. Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-нибудь, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: //познал Господь Своих// [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2:19)]], и: //не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех// [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]]. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 3-4 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины** В священном Писании речь о знании, или познавании, указывает не только на ясное понимание, но и на обладание переживанием чего-либо <...> Как, например, в случае Того, Кто не знал греха, как сказано: //Я никогда не знал вас, делатели неправды//. Ведь Он не знал греха не оттого, что не имел понимания того, что является грехом, но потому, что не совершал его. И хотя Он испытал все, будучи подобным нам, кроме греха, Он греха не совершил. Кто говорит, что он знает Бога, и связан с Ним, и причастен Ему, по необходимости, следовательно, будет обладать Им, так что и Его заповеди будет соблюдать, поскольку это взаимосвязано. Тогда как совершенно лжет тот, кто, заповедей Его не соблюдая, утверждает, что он Им обладает. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== Ст. 3-4 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины** Не соблюдающий заповеди явно находится вне познания Бога. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 3-4 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины** Как не знали Бога погибшие, так и Бог не знал их, как Сам говорит, что //Я никогда не знал вас//. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди** **А что мы познали Его** и проч.: познали ли мы Христа как Искупителя? Мы можем узнать это по тому, соблюдаем или не соблюдаем заповеди Его. Если соблюдаем — значит, мы познали Его; если не соблюдаем — значит, не познали. Что значит познать Его? Познать, что Он есть Искупитель мира и Ходатай. И это знание не есть просто отвлеченное знание, в котором нет деятельной любви [[new:1kor:08:01|(1 Кор. 8:1)]] и каковое может быть и у диавола [[new:iak:02:19|(Иак. 2:19)]], но познание, истекающее от сердца и действующее на волю и воздействующее в любви. В этом смысле выражение — познаем Его равнозначительно предшествующему выражению (ст. 1) имеем Ходатая, у нас есть Ходатай, и **мы** познаем, или **познали Его**, в смысле — обладаем и любим. «У блаженного сего мужа в обычае употреблять однозначащие слова для обозначения разных предметов, как, например, в стихе: //в мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал// [[new:in:01:10|(Ин. 1:10)]]. Так и теперь он употребил слово знать в разных значениях. Ибо словом знать выражается и знание чего-либо, и весьма тесное знакомство с кем-нибудь. Такое значение в словах: //позна Господь сущия Своя// [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2:19)]] и: //неведевшаго греха по нас грех сотвори// [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]]» (Феофилакт). Знание понимается не в смысле только созерцательного, но в смысле деятельного знания, или знание, соединенное с деятельною любовию; это есть самая любовь, почему в Писании нередко принимаются в одинаковом значении слова — знать и любить. — **Узнаём из того, что (если) соблюдаем Его заповеди**: познали мы Его, — но чем удостовериться, что мы истинно знаем своего Умилостивителя, или Ходатая? Что может служить непогрешительным признаком такого познания? — Соблюдение заповедей Его: **если соблюдаем заповеди Его**. Знание не пустое и отвлеченное, но деятельно соединенное с любовию необходимо выражается исполнением заповедей [[new:in:14:21|(Ин. 14:21,]] [[new:in:14:23|23)]]. Истинное знание Бога и Христа, любовь и соблюдение заповедей нераздельны между собою. — **Соблюдаем**: есть некоторый тонкий оттенок в выражениях — соблюдать заповеди и творить заповеди (ср. [[new:lk:17:10|Лк. 17:10;]] [[new:mf:28:20|Мф. 28:20]] и парал.). Творить заповеданное, или заповеди, — это означает более внешние дела, или заповеди закона Христова; соблюдение, или хранение, заповедей относится более к внутреннему исполнению заповедей, к хранению в сердце всего заповеданного Христом, к соблюдению чистоты и непорочности сердца. Важное дело — творить дела внешнего закона, но еще выше — хранить внутреннюю чистоту сердца при внешней законности. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди** Это пишет Апостол непосредственно после того, что слышали вы из его послания в предыдущей беседе: //то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши//. Для чего Богослов присовокупляет: **а что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди**? Он чрез это показывает, что требуется от нас, чтобы наша надежда на Иисуса Христа, на Его ходатайство о нас пред Отцем не была погрешительна и бесплодна: он показывает, что нам необходимо истинное познание Иисуса Христа, и раскрывает верные признаки, по которым непогрешительно можем судить о том, точно ли знаем мы Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего вечного и всесильного Ходатая пред Богом Отцом. Будьте внимательны и прилагайте к сердцу спасительные наставления Апостола, чтобы, всегда содержа их в памяти, повседневно последовать им. **А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его**. Апостол сказал: //мы имеем Ходатая//, в том же разуме, как бы сказал: мы знаем Ходатая. Иметь Ходатая значит верно знать Его, и истинно знать Ходатая, по смыслу Богослова, значит иметь Ходатая. Знание разумеет Апостол не созерцательное только, но деятельное, или знание, соединенное с деятельною любовью; слова //знать// и //любить// в священном писании нередко принимаются в одинаковом значении. Так Иисус Христос говорит: //Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня// [[new:in:10:14|(Ин. 10:14)]]; также: //Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа// [[new:in:17:03|(Ин. 17:3)]]. Как же можем удостовериться в том, что мы истинно знаем своего Ходатая пред Богом Отцем, Иисуса Христа? Что может служить непогрешительным признаком такого нашего познания? Соблюдение заповедей Божиих, отвечает Апостол. **Что мы познали Его**, Спасителя и Ходатая нашего,** узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его**. Деятельное знание, или знание, соединенное с любовью, какое разумеет Богослов, необходимо выражается исполнением заповедей Божиих. Иисус Христос говорит: //Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня// [[new:in:14:21|(Ин. 14:21)]]. Также: //кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. Истинное знание Бога, любовь и соблюдение заповедей Божиих, или стремление к соблюдению их, по духу учения апостольского, нераздельны между собою: познавая Бога, Его совершенства, Его дела и оказываемые нам благодеяния, мы не можем не любить Его, как высочайшее Благо, как Виновника всех благ, какими пользуемся и каких надеемся; а питая такую благоговейную любовь к Богу, не можем не стремиться к исполнению Его заповедей. Таково свойство нашей разумной природы. По этому свойству нашей природы, истинное познание Бога необходимо соединяется с любовью к Нему и так же необходимо выражается соблюдением заповедей Божиих. Поэтому Богослов и говорит: **что мы познали Его**, Спасителя и Бога нашего, **узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его**. А кто не соблюдает заповедей Божиих, или учения Христова, тот показывает чрез это, что он не имеет истинного познания Бога и Господа Иисуса Христа. Так учит Богослов. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-6 **а что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал** Высказав основной догмат Христовой христианской веры о Христе, как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, - именно соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4-6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека. Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3-5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. "Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу... И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство" (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. [[new:1pet:02:21|1 Пет. 2:21]]; [[new:in:08:29|Ин. 8:29]]; [[new:in:17:04|17:4]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]