[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** **Пишу вам не новую заповедь** о любви - ведь в древности она была возвещена пророками. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала, заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** **Древнюю заповедь, которую вы имели от начала** - через закон, разумеется, и пророков, в котором говорится: //Один есть Бог//. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху, юже иместе исперва. Заповедь ветха есть слово, еже слышасте исперва** Заповедь или, лучше, все-заповедь для христиан – это слово Христа, Евангелие Его, как исходящее от Христа. Это слово непрерывно льется, не прекращается, не пресекается. Ведь ему сопутствует и Божественная сила, которая является благодатной, бессмертной и вечной. Что такое Евангелие? Это заповедь Христа, которая одна дает силу человеку достичь чего угодно. Это слово не является мертвым, не заключается только в книгах, но это слово “жизнедательное”, живое, которое от начала есть и продолжает быть непрерывно тем же жизнедательным. Это живая традиция, поток живой веры, и передается от одного к другому, из века в век, до скончания веков. Поэтому это – “ветхая заповедь”, и она древняя, потому что остается, какой ее передал Сам Христос, и никто ничего не прибавил и не убавил от нее. Она течет и разливается как творческая сила, Божия сила от одного поколения верующих в другое, до скончания рода человеческого. С Его Божественной истиной, с Его Божественной праведностью, Божественной премудростью, Божественной силой Евангелие является столь же древним, как и Бог на земле, как Богочеловек. Ведь эта древняя (“ветхая”) истина всегда также и новая, и эта ветхая праведность всегда и новая, так что Богочеловеческий завет делает Новый Завет всегда Новым, в котором нет ничего “ветхого”. Не “ветхи” и вечные Божественные силы, которые спасают мир от греха, смерти и дьявола. Соблюдение слова Божия, как его передал Господь, является первой и главнейшей обязанностью и долгом прежде всего святых апостолов и затем всех христиан. Все они являются имеющими, соблюдающими, учащими то же Евангелие, ту же “ветхую заповедь”, которую им следует обязательно знать. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: **Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху, юже иместе исперва. Заповедь ветха есть слово, еже слышасте исперва.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Начинает речь о любви к ближнему. Говорит, что близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный познанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему; потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовью к Богу и имеющий Бога и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. И кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Заповедь любви есть заповедь древняя, поскольку была дарована от начала, и одновременно новая, поскольку, как только была изгнана тьма, она зародила в нас тоску по новому свету. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Потому что, возможно, некоторые тогда не верили учению евангелиста, как будто вчера, а не давно возникшему, - Иоанн указывает, что пишет заповедь, не теперь впервые людям данную, но древнюю, и то, что они имели издревле. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Равным образом кто-нибудь скажет: как можно было слушателям послания понять, что [эта] **написанная заповедь** была **от начала**, если они не были иудеями - что очевидно из окончания послания, где апостол говорит: //дети! храните себя от идолов// [[new:1in:05:21|(1 Ин 5:21)]]? Итак, древняя и существующая от начала и слышанная всеми людьми заповедь - это хранение расположения к ближним согласно естественным помышлениям. Ведь все мы, будучи по природе кроткими и общительными живыми существами, любим ближнего. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Предваряющие воззвания, или обращения, со словами: дети, **возлюбленные** указывают на особенное значение и важность истин, о которых с таковым предварением хочет говорить апостол, и особенно — задушевное обращение апостола с верующими. Это видим и у других апостолов (ср. [[new:1pet:02:11|1 Петр. 2:11]] и парал.). — **Пишу вам не новую заповедь** (ст. 7), //но притом и новую заповедь пишу вам// (ст. 8); заповедь о любви апостол называет и **древнею** и //новою//; не новою — **древнею** в том смысле, что она не только была заповедана Богом в откровенном законе Его, данном чрез Моисея, как точно определенная заповедь [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]], но предписывается и всеобщим законом совести, так что это заповедь не иудеев только, но и язычников, и, следовательно, не только закона Моисеева, но и всякого закона. Эта заповедь от начала. — «Так как послание это соборное, писано общее ко всем, к иудеям и к язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви, не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]]. Но как, скажет иной, по отношению к язычникам апостол пишет о древней заповеди, когда нигде ничего такого у них не находится? Отвечаем. Закон о любви к ближним написан и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижали сердца естественными помыслами. А что помыслы, насажденные в нас природою, называются естественным законом, в этом может удостоверить апостол Павел, который говорит: //вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, находящемуся во мне// [[new:rim:07:23|(Рим. 7:23)]]. Итак, и язычники приняли закон, или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг к другу и ко всему сродному; вследствие сего человек есть существо общительное, а это невозможно без любви» (Феофилакт). Вы, то есть читатели послания, вообще верующие, имели или слышали эту заповедь от начала, как только уверовали во Христа, или стали слышать проповедь о спасении всех людей во Христе; можно даже сказать, что этим выражением означается самая общая мысль о происхождении этой древней заповеди, на что указывает слово имели, вместе со словом слышали — заповедь древняя и проч. Апостол отчасти несколько усиливает эту истину, конечно не без особенного намерения. По-видимому, предостерегает своих возлюбленных от лжеучений новых учителей, измышлявших и распространявших свои ложные учения о любви к ближним и Богу и искажавших чистоту этой заповеди. Апостол и утверждает свое учение вопреки им, обращая внимание верующих, что эта заповедь утверждается на том непоколебимо истинном учении, которое было от начала, издревле и пребывает доныне, как учение вечной истины, которое они имели и слышали от начала. Называя заповедь о любви **древнею** в указанном сейчас смысле, апостол называет ее и //новою//, в том смысле, в каком называл ее //новою// и Сам Господь Иисус Христос в изречении: //заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга// [[new:in:13:34|(Ин. 13:34)]]. Господь, а по Его слову Иоанн, называя эту заповедь //новою//, означает тем ее особенный, действительно новый характер, какой она должна иметь у учеников и последователей Христовых, сравнительно со всеми прочими людьми, выражающийся и в побуждениях к любви, и в степени и в объеме ее. Христианская любовь к ближним не есть только естественное, присущее душе человеческой человеколюбие (филантропия), возможное и у язычников, как основывающееся на законе совести, и не есть предписание, имеющее целию только ограничение любомстительности, как в законодательстве Моисеевом, но есть свободная добровольная любовь христиан между собою во имя Христово, во имя Христа, как Искупителя всех людей, связанных неразрывно между собою этим искуплением. От этого **древняя заповедь** о любви к ближнему получает //новый// характер, отличающий ее от всякой другой, и именно, как христианская, в этом смысле она — //заповедь// действительно //новая//, потому что любовь к ближним, как любовь во имя Христа Спасителя, явилась только в христианском мире, и в христианском мире только та любовь к ближним истинно христианская, которая проявляется во имя Христово. Соответственно сему любовь христианская отличается особенною чистотою, бескорыстием, так сказать, одухотворенностию. Только такая любовь может достигать необыкновенно высокой степени и силы, ибо основывается на бесконечно высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев, в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова. Оттого только здесь возможна любовь ко врагам, невозможная ни в иудействе (ср. [[new:mf:05:43|Мф. 5:43]] и прим.), ни в язычестве, ибо там для нее нет основания, и только жившие верою в будущего Мессию некоторые великие мужи ветхозаветной Церкви иногда достигали до понятия любви ко врагам. По всему этому заповедь о любви, данная Господом и повторяемая здесь возлюбленным учеником Его, есть //новая заповедь//. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала** Возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов, прежде написал: //а что мы познали Его//, т.е. Иисуса Христа, //узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди// [[new:1in:02:03|(1 Ин. 2:3)]], //а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась// [[new:1in:02:05|(1 Ин. 2:5)]]. **Слово**, или учение Иисуса Христа, сокращается в две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Об этом учении и говорит Богослов: **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала**. Заповедь о любви называет Апостол **древнею** потому, что она Самим Богом начертана на скрижали сердца человеческого, и потому, что она ясно была изображена в законе Моисеевом [[old:vtor:06:05|(Втор. 6:5;]][[old:lev:19:18| Лев. 19:18)]]. Как бы так пишет Апостол: предлагаю вам не новое учение, мною или другим кем вымышленное, как вымышляют лжеучители, но учение древнее, Богом написанное в сердце человеческом, – ибо нет ничего естественнее человеку, как любить Бога более всего и любить ближнего как себя, и это учение ясно раскрыто в законе Моисеевом. И вы слышали его с самого начала, как только уверовали в Иисуса Христа, или как только стали слышать проповедь о спасении чрез Иисуса Христа, – **которую вы имели от начала**. **Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала**. Богослов не без особенной причины повторяет ту истину, что **слово**, или учение, им предлагаемое, есть древняя заповедь, которую и вы не в первый раз теперь слышите, а **слышали от начала**, как только стали слушать евангельское учение и веровать в Иисуса Христа. Предостерегая от лжеучителей, вымышлявших и распространявших новые ложные учения, Апостол утверждает внимание на том истинном, непоколебимом учении, которое было издревле и пребывает доныне, как учение вечной истины; которое они не теперь только слышат, но уже **слышали от начала**, и опять слышат, как всегда живую и неизменную истину. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит** Преподав читателям наставление соблюдать заповеди (ст. 3-5), особенно заповедь о любви, и указав на высочайший образец любви и вообще совершенства христианского в Господе Иисусе Христе (ст. 6), Апостол, как бы предупреждая возможное со стороны читателей указание трудности выполнения этого завета и этого подражания, свидетельствует теперь, что выставляемое им требование не есть что-либо новое, а составляет древнюю [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]], хотя вместе и новую заповедь. "Так как послание это Соборное, писано обще ко всем, к иудеям и язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что Апостол пишет им заповедь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: //"люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя"// [[old:lev:19:18|(Лев. 19:18)]]... Закон о любви к ближним написали и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижалях сердца естественными помыслами... Итак, и язычники приняли закон или заповедь древнюю, так как сама природа предписывает нам быть кроткими друг к другу, вследствие чего человек есть животное общительное, а это невозможно без любви. В древних историях записано даже много таких людей, которые умирали за других, а это есть знак высочайшей любви, как объяснил Спаситель наш, говоря: //"нет больше сей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"// [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]] (блаж. Феофил.). Однако христианская любовь к ближним не есть ни естественное только, присущее и душе человека по природе, человеколюбие, возможное и у язычников, ни предписание, имеющее целью ограничить страсть к мстительности, как в законе Моисеевом, а нечто далеко превосходящее то и другое, как свободная любовь христиан между собою во имя Христово, как любовь, озирающаяся на совершенно новое, дотоле неизвестное основание. Таким образом, "любовь к ближним есть заповедь древняя и вместе новая": она заповедь древняя, потому что сообщена еще в ветхозаветном откровении, но она вместе и заповедь новая, ибо во всей полноте осуществлена только Иисусом Христом, и осуществляется по примеру Его, в верующих, в жизни которых тьма уже проходит и начинает сиять истинный свет Боговедения (ст. 7-8) (проф. прот. Д. И. Богдашевский, Ц. соч., с. 12). //**Толковая Библия.**// [<10>]