[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** Иоанн говорит: **«глаголяй во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе»**. Следовательно, свет в нас (присутствует) по нашему предызбранию – и по желанию, а не по сущности присутствует он в тварях, если ненавидящий брата своего находится во тьме. Единоприродный же есть Свет по существу, ибо имеет это достоинство не как плод предызбрания. Посему не единороден тварям Тот, Кто столь превосходит их. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** **Во свете** он говорит: в истине; **а ненавидит**, говорит, **брата своего**, братом называет, очевидно, не только ближнего, но даже Господа. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 9-11 **глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему** Что есть тьма? – Грех, любой грех. Чем больше грех, тем больше тьма. Чем его меньше, тем и тьма меньше. Когда человек находится во тьме? – Когда живет во грехе. И когда человек находится во свете? – Когда живет по Евангелию Христа, с Евангельскими Его добродетелями. Каждая из них является проводником “истинного света” от Господа в человеческую душу. Чем больше добродетель, тем больше проводник истинного света. Евангельская любовь к людям исполняет человека истинным светом, которым просвещает человеческие существа и раскрывает в них богоподобных братий его. Он видит просвещенными все пути, какими человеческая душа соединяется с Богом. И прежде всего он видит путь, каким его душа соединяется с Богом, путь, который ведет к Нему. Он тогда знает Богоподобную цель и задачи своего существования и выполняет их с помощью своей евангельской жизни. Он знает, что человеческая сущность из этого мира через евангельские добродетели устремляется в Богоподобный мир, из этой жизни в Богоподобную жизнь, которая выше смерти, которая вечна. Человек, не верующий в Господа Иисуса Христа, в этот истинный свет, не знает, куда идет, не знает действительной цели и задачи своей жизни на земле, не видит и не знает истинной цели и задачи других людей, потому что не имеет истинного света, который единственный освещает все человеческие существа до глубины, до осуществления Божественной цели человеческого существования. Также и мир, который не верит в Господа, слеп и не знает, куда идет. Ради примера: зависть – это тьма. Человек кого-то ненавидит и считает ненавистным, потому что не видит в нем Божьего создания, не воспринимает его как “богоподобную сущность”, не находит пути в своей душе, потому что не имеет истинного света, который освещает сущность им ненавидимого брата и который показывает вечную и бессмертную сторону его. В этой тьме, в этом неведении о человеке живут все те, кто представляет собрата как мертвую сущность, только как плоть, как порождение животного или как животное. И это восприятие является причиной ненависти к человеку, другими словами, является отрицанием небесного и божественного происхождения богоподобной души, в результате чего человек превращается в вонючий и изъеденный червями труп. Поэтому и Иоанн Богослов пишет: **Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе.** (Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме). Справедливость, единственная справедливость и истинная любовь к человеку состоит в том, чтобы считать и расценивать его как богоподобное и вечное создание, видеть в нем бессмертного и вечного брата не только на этом, но и на том свете. Только такая любовь знает истинного человека. Только такая любовь не соблазняет человека, как пишет святой Иоанн Богослов: **Любяй брата своего, во свете пребывает, и соблазна в нем несть**. Евангельская любовь является лучшим и самым точным средством для правильного познания человека. В любви к человеку заключается основа познания человека. И в ненависти к человеку находится причина незнания человека. Любовь открывает глаза на всех людей, и следствием этого становится то, что человек с помощью “истинного света” видит разумную основу всех творений и созданий. Он видит, как ему поступать и куда идти, в то время как зависть ослепляет очи, так что человек не видит в облике другого ни разумной сущности, ни брата. То же происходит в мире, в природе, где он видит не божественное творение, но дело или случай, или действие каких-либо слепых сил или других необходимостей. Все и все это – ложные боги, идолы. Идеи типа этих равнозначны идолам, такие идеи в итоге создают идолопоклонников, почитателей и поклонников мертвых и ложных божеств. И так они ходят во тьме и не знают, ни куда идут сами, ни куда направляется мир Божий. Евангелист нам объявляет: **А ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему.** Как любовь есть живая, творческая сила Бога, так и ненависть есть живая творческая сила дьявола. Тот, кто действует ради любви, действует для всех добродетелей Евангелия, но, согласно этой же мысли, тот, кто действует ради ненависти, действует и ради всех грехов. Как каждая добродетель есть причина света, так и каждый грех есть причина тьмы, поэтому добродетели просвещают очи человека, а грехи закрывают их, иными словами, ослепляют. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** См. Толкование на [[new:1in:02:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 2:8]] ===== Беда Достопочтенный ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** Господь заповедал любить врагов. Таким образом, если кто говорит, что он христианин, а ненавидит брата своего, тот еще во грехе. И хорошо, что евангелист прибавил здесь слово еще, потому что, конечно же, все люди рождаются во тьме порока и все во тьме пребывают, пока не просветит их благодать крещения Христова. Однако и тот, кто, имея в себе ненависть к брату, приступает к источнику жизни, который воскрешает, принимает драгоценную кровь, которая искупляет, даже если и считает, что его просветил Господь, еще пребывает во тьме. Не очистился еще от греховной тьмы тот, кто не исполнил своего существа любовью. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** Тот, кто говорит, что он Христов и ненавидит своего брата, как может быть Христовым, если он ненавидит своего брата, за которого умер Христос? Или иначе: не от Бога, но от дьявола говорящий, что он - от Бога и ненавидящий Христа, Который стал нам братом, став человеком, согласно изречению: //Возвещу имя Твое братиям Моим// [[new:evr:02:12|(Евр 2:12)]]. Если бы такой человек был от Бога, то любил бы Посланного Богом и назвавшего его братом по благодати. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** [Тот находится] во тьме еще до сих пор - то есть до времени раскаяния в дурных делах; или же вплоть до обретения любви. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** Любовь есть свет, все просвещающий, отсутствие любви к ближнему или ненавидение его есть тьма, все омрачающая, — на этом основывается вся аргументация учения: ненавидение ближнего свидетельствует сим, что ненавидящий пребывает **во тьме**, а кто пребывает в любви к ближнему, тот сим свидетельствует, что **он во свете**. Иначе: ненавидящий ближнего — не христианин, хотя бы и считал себя таковым, в нем христианское начало духовной жизни недейственно, и он — **во тьме**; любящий ближнего свидетельствует сею любовию, что истинное начало благодатной жизни в нем действенно, он — истинно христианин и **во свете**. Апостол говорит о противоположностях и безусловно: или любовь, или ненависть. Конечно, в жизни бывает бесконечно много степеней любви, но апостол берет безусловное вместо относительного: и слабость, и несовершенство братской любви, и поползновение к братоненавидению в виде зависти, раздражения, неудовольствия и т. п. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме** **Кто говорит, что он во свете**, т. е. что он просвещен учением евангельским, что он живет как христианин, имеет общение со Христом [[new:1in:01:07|(1:7;]][[new:1in:02:04| 2:4,]][[new:1in:02:05| 5)]]; **а ненавидит брата своего**, или христианина, или кого-либо из ближних, ибо все люди между собою ближние и братия: **тот еще во тьме**, – тот еще пребывает в неведении спасительной истины, в заблуждении, не понимая Духа Христова, который есть любовь; //Бог есть любовь//, – учит Богослов, – //и пребывающий в любви пребывает в Боге// [[new:1in:04:16|(1 Ин. 4:16)]]. //Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь// [[new:1in:04:08|(1 Ин. 4:8)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Раз установлено, что истинный свет Боговедения и любви христианской уже светит на земле и что постепенное осуществление христианского идеала обязательно для всех христиан при наступивших новых условиях жизни во Христе, то легко определить, кто принадлежит к этой области света, и кто - к противоположной области тьмы. Бесспорный признак, по которому можно различить сынов света от сынов тьмы, есть братская во Христе любовь к ближним (ст. 9, ср. [[new:in:13:34|Ин 13:34-35)]]: присутствие этой любви в человеке доказывает действительную принадлежность его к области света (ст. 10), а отсутствие ее в человеке, хотя бы именующем себя сыном света, - верный знак того, что он - не христианин, сын тьмы (ст. 9-11). "Близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный знанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему; потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовью к Богу и имени Бога, и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот находится в постоянной тьме, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно" (блаж. Феофил.). Обращает внимание то, что Апостол здесь (ст. 9 и 11) и в других местах послания противополагает понятию любви не недостаток любви, а прямо ненависть, т. е. берет диаметрально противоположные понятия и ставит их во взаимно исключающее отношение. Хотя в жизни бывает бесконечно много степеней и оттенков любви и нелюбви, но Апостол все рассматривает с точки зрения абсолютной, со стороны принципа и конечных результатов: для него, поэтому, существует только два царства или направления - царство света и царство тьмы; на одной стороне Бог, на другой мир; там - жизнь, здесь - смерть (ср. [[new:1in:03:14|III:14)]]; там любовь и все средства к спасению, здесь - ненависть и полная невозможность спастись. Отсюда проистекает чистота, глубина и сила христианской этики Апостола. //**Толковая Библия.**// [<10>]