[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:11 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Ибо в неведении таковой спускается в геенну, и в слепоте низвергается в наказании, поскольку удаляется от света Христа. //**Проповеди.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **а ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи ему** См. Толкование на [[new:1in:02:09#prp_iustin_popovich|1 Ин. 2:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** См. Толкование на [[new:1in:02:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 2:8]] ===== Ориген ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Ибо таковой погасил светильник любви, потому и **во тьме ходит**. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Невежда спешит по направлению к геенне, где ждет его наказание, и не знает, куда идет, отвергнув свет Христа. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Ненавидящие Христа пребывают в неведении, становясь наследниками огня вечного. Вот что заставляет претерпевать их дьявол, омрачивший их внутренние очи. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Кто погубил око любви, не знает, куда направиться для благого дела. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Не знает, куда идти, тьма ослепила ему глаза: такая же образная речь в изречении Христовом — [[new:in:12:35|(Ин. 12:35—36)]] и прим. Аргументация у апостола здесь [[new:1in:02:09#ep_mixail_luzin|(1 Ин. 2:9—10)]] такая же, как и выше, по строению речи [[new:1in:01:05|(1 Ин. 1:5—10)]]. Блаженный Феофилакт связь и смысл рассматриваемых стихов полагает так: «близость или любовь к Богу прежде всего узнается из любви к ближнему. Ибо невозможно, чтобы освещенный познанием Бога и исполненный любви к Нему имел тьму ненависти к брату своему, потому что свет и тьма в одно и то же время в одном и том же предмете не могут быть вместе. Посему освещенный любовию к Богу и имеющий Бога и по отношению к брату имеет свет, который возжигается от любви к брату. А кто говорит, что он любит Бога, между тем ненавидит брата, тот **находится в** постоянной **тьме**, у того разумные очи всегда помрачены, потому что он утратил свет общения с Богом и с братом. Он не знает уже и того, что для него самого может быть полезно» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** Как благоразумный и попечительный отец, предусматривая какую-нибудь опасность для своих детей, многократно внушает и напоминает им предостережения от сей опасности: так и святой Иоанн повторяет предостережение от того греха, который повергает человека во тьму неведения и приближает к погибели, – от братоненавидения, от ненависти к ближнему. **А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза**. Так изображает Апостол пагубную зловредность ненависти. Кто ненавидит ближнего своего, кто бы он ни был, тот, предаваясь ненависти, лишается любви, лишается и того благодатного света, который привлекается любовью, лишается благодати Духа Христова, просвещающего и руководствующего на пути спасения. Потому он остается во тьме греховного неведения; ходит или действует по влечению порочных наклонностей и страстей; питая ненависть к ближнему, устремляется то к тому, то к другому греху и не помышляет о своем истинном благе; забывая о святой заповеди любви, становится он с каждым днем далее от пути спасения и ближе к погибели. Это значат слова Апостола: **во тьме ходит, и не знает, куда идет: потому что тьма ослепила ему глаза**. Грех ненависти помрачает здравый смысл и притупляет чувство добра. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза** См. Толкование на [[new:1in:02:09#lopuxin_ap|1 Ин. 2:9]] [<10>]