[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:19 ====== ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Отсюда очевидно, что противники Господу и антихристы - это все те, кто (пусть станет известно!) отошел от любви, а также и от единства вселенской Церкви. //**Послания 69.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **от нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами; но да явятся, яко не суть вси от нас** Христианами становятся и остаются христианами по своей свободной воле, и эта свободная воля является свободной, потому что всегда имеет силу и право выбрать между хорошим и плохим, между истиной и ложью, любовью и ненавистью, между Богом и дьяволом, между Христом и антихристом. Христиане, которые отступают от Христа, показывают, что от помощи Божественных таинств и святых добродетелей они не получили пользы, не утвердились, не укрепились во Христе, и так случилось, потому что они это избрали по своей свободной воле. Верные христиане утверждаются во Христе, сочленяются с телом Богочеловека – Церковью, соединяются с Богом, являются //“сожителями святым и присными Богу”// [[new:ef:02:19|(Еф. 2:19)]] со всеми святыми [[new:ef:03:18|(Еф. 3:18)]], они сочленены между собой, как члены одного тела Христова, и хотя их много, в них “едино тело есть”, поскольку яко един хлеб, едино тело есмы мнози: //вси бо от единаго хлеба причащаемся// [[new:1kor:10:17|(1 Кор. 10:17)]], поскольку отступники от Христа **не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// См. также Толкование на [[new:1in:02:18#prp_iustin_popovich|1 Ин. 2:18]] ===== Блж. Августин ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Людям представляется, что все те из них, которые являются добрыми и верными, должны получить [способность] претерпевать до конца. Но Бог судил, что лучше смешать некоторых из тех, кто не будет способен претерпеть, с определенным количеством Своих святых, так что все те, кому не гарантирована безопасность в искушениях этой жизни, не могут быть спокойны. //**О даре терпения.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Упомянув об //антихристах//, присовокупляет о том, откуда они, и говорит: **они от нас**. Присовокупляет это, нисколько не мешая ясности речи. Он как бы сам себя спросил: откуда эти антихристы? и ответил: они от нас. Так следовало бы сделать, но он поступил не так, быть может, для того, чтобы слитностью речи показать неприятность, возбуждаемую ими. Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того, чтобы иметь доверие от обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно противны Его проповеди. Посему, говорит, **вышли от нас**, то есть хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. **Не были наши**, то есть из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе со своими. Теперь же они **вышли от нас**, чтобы сделалось явным, что они совершенно стали чужды нам. Есть между ними и такие, которые и не от нас, но к которым присоединились вышедшие от нас. Ради них-то апостол и сказал: **не все от нас**. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Я считаю, что [апостол], как бы спросив себя: а откуда взялись эти антихристы? - прибавил затем: **они вышли от нас**. Так следовало бы сказать, но он пишет иначе, несколько сбивчиво, вероятно, из-за охватившего его волнения при словах о мерзостях, касающихся этих людей. Но для чего им потребовалось принадлежать к числу учеников Господа? Для того, чтобы им, как принадлежащим к числу учеников и проповедующим в соответствии с волей Учителя, а не как слывущим повсюду противникам [Христовой] проповеди, было легко внушить доверие колеблющимся. Поэтому-то они и были среди учеников. **Они вышли от нас**, говорит [апостол]. Ибо, сделавшись учениками, они уклонились от истины и измыслили собственные богохульства. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Воззрим, ударяя себя в грудь, и услышим со скорбью в сердце слово апостола: **они вышли от нас**. Но он тут же предлагает нам слово утешения, прибавляя: **но не были наши**. То есть он утверждает, что те, кто не против Христа, никоим образом не могли отпасть; кто не против Христа, припадает к Его телу. Есть некоторые в теле Господа, которые еще только исцеляются и достигнут совершенного здоровья лишь в воскресении мертвых. Но также есть в нем люди, подобные злым опухолям: когда такие опухоли удалят, тело исцеляется. Также и отпадение этих злых людей от Церкви есть благо для нее. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** Апостол говорит это потому, что, став учениками, они отошли от истины и из-за своих измышлений стали изобретать богохульства. Но если в прошлом они и были некогда с нами, то не были от нас. Ведь если бы они были нашими, то остались бы со своими, а теперь они - чужие. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** **Они вышли от нас** и проч.: апостол ведет речь, главным образом, об антихристах, а не о главном антихристе; о последнем у него собственно вводное, а не главное, предложение, как бы присовокупление для пояснения главного предложения об антихристах, у которых антихристианский дух уже выразился в апостольское время. Этими антихристами, как видно из связи речи, в изображении апостольском называются появившиеся во время апостолов лжеучители, которых в общем теперь и характеризует апостол. Они вышли от нас, то есть они прежде были с нами в Церкви, значит — исповедовали ту же православную веру, участвовали в тех же церковных таинствах, были членами одного и того же таинственного тела Церкви Христовой, значит — были не иудеи, не язычники по вере, а христиане. — **Но они не были наши**: таким образом, они только внешне принадлежали к Церкви, внутренно же не были в ней, а вне ее. Может быть, они мнили, что внутренно принадлежат к телу церковному, как это бывает со лжеучителями, но обманывали этим себя, что и оказалось в том, что они вышли из нее, то есть что Церковь не приняла их в себя, а отвергла, или извергла. Если бы они истинно принадлежали к Церкви, то они пребыли бы непременно верными Церкви; никакое падение, никакой соблазн, никакое искушение не поколебали бы их в вере и привязанности к Церкви, и если бы они пали немощию, то восстали бы силою. Но они вышли: отделились от Церкви, и так отделились, что восстали против Христа и стали антихристами, что свидетельствует о противоборстве их Христу и Церкви, и, таким образом, оказались, что не все наши, не все видимые христиане суть истинные христиане, есть люди, которые из чтителей Христа стали антихристами. «Откуда эти антихристы? Они от нас... Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того, чтобы иметь доверие от обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям учителя, а не совершенно противны Его проповеди. Посему говорит — **от нас. Вышли**, то есть хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали свои хулы. **Не были наши**: то есть из числа спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе со своими. Теперь же они сделали это, **дабы открылось**, то есть чтобы сделалось ясным, что они совершенно стали чужды нам. Есть между ними и такие, которые и не от нас, но к которым присоединились вышедшие от нас. Ради их-то я и сказал, что не все наши» (Феофилакт). Как так и почему так? Видно, что, по предызбранию и по предуведению Божию, лжеучители, о коих говорит апостол, не были, выражаясь образно, пшеницею, предназначенною для вечной житницы, а были плевелами посреди пшеницы, которые всеял диавол на ниве Христовой; потому ветер, или вихрь, искушений и вынес их за пределы гумна Христова вон из Церкви (ср. [[new:mf:13:36|Мф. 13:36-47]] и прим.). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** **Они вышли от нас; но не были наши**. Они были прежде с нами в Церкви; исповедовали ту же православную веру; участвовали в тех же спасительных таинствах; были по-видимому членами одного и того же тела Церкви Христовой: но они не были истинными членами святой Церкви; не были из числа //призванным по Его изволению. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего// [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28,]][[new:rim:08:29| 29)]]. Не были из числа тех верных овец Христова стада, о коих Господь сказал: //знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей// [[new:in:10:27|(Ин. 10:27,]][[new:in:10:28| 28)]]. Потому Апостол и говорит: **но не были наши**. Таков был Симон волхв, которого крестил апостол Филипп [[new:act:08:09|(Деян. 8:9-25)]]; Николай, поставленный Апостолами во диакона [[new:act:06:05|(Деян. 6:5)]]; Именей и Филит, бывшие в обществе христиан [[new:2tim:02:17|(Тим. 2:17,]][[new:2tim:02:18| 18)]], и Керинф, прежде принадлежавший по-видимому к числу верных. **Ибо если бы они были наши, то остались бы с нами**. Если бы они, по предуведению и предопределению Божию, принадлежали к истинным членам Христовой церкви, то они пребыли бы в числе верных; никакое искушение, никакой соблазн не поколебал бы их в истинной вере; а если бы, по немощи, временно и пали, опять чрез искреннее раскаяние восстали бы. //Верен Бог//, учит Павел, //Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести// [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10:13)]]. Но как еретики не были пшеницею, предназначенною для вечной житницы, а были плевелами среди пшеницы, потому ветер искушений и вынес их за пределы гумна Христова, вон из Церкви православной. **Но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши**. Они отделились от Церкви Христовой прежде предопределенного разделения праведников и грешников на последнем суде Христовом, когда домовладыка Христос //соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым// [[new:mf:03:12|(Мф. 3:12)]]. **Они вышли** от нас: это допущено для того, чтобы открылось, что не все видимые христиане суть истинные христиане, не все исповедующие православную веру и приступающие к спасительным таинствам суть здравые члены тела Церкви Христовой; некоторые, по слову евангельской притчи, //временем веруют, а во время искушения отпадают// [[new:lk:08:13|(Лук. 8:13)]] и никогда более не возвращаются в недра святой Церкви. Этот страшный жребий особенно принадлежит еретикам, отпадшим от православной веры и упорно остающимся в неверии или лжеверии [[new:evr:06:04|(Евр. 6:4-8)]]. **И чрез то открылось, что не все наши**. Для чего же это нужно было? Для чего, по устроению Божеского промысла, из среды верующих открываются неверующие и лжеучители? Для того, чтобы верные члены Христовой Церкви знали, кого им надобно остерегаться, чтобы незаметным образом не впасть в сети их нечестия. Также и для того, чтобы верные, зная, что не все, видимо пребывающие в Церкви, принадлежат к числу избранных и предопределенных к получению вечной жизни [[new:mf:07:22|(Мф. 7:22,]][[new:mf:07:23| 23)]], питали в себе дух смирения, и, неусыпно бодрствуя, со страхом соделывали свое спасение, дабы за свое нерадение и беспечность не подвергнуться тяжкому искушению и не лишиться части избранных. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши** См. Толкование на [[new:1in:02:18#lopuxin_ap|1 Ин. 2:18]] [<10>]