[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 2:29 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** **Рожден от Него** - то есть заново рожденный по вере. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек. Чтобы уразуметь, христианин, что значит **творить правду**, внимай следующему рассуждению. Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому она есть всеобщая добродетель, все добродетели в себе заключающая. Она учит, что мы Богу и ближнему нашему отдавать должны, и всякая, какая ни есть, истинная добродетель, в правде заключается. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная добродетель, и потому заповеди Божии исполнять и правду творить – одинаково. А как правда всякую добродетель, так неправда всякий грех в себе заключает, и когда человек какую заповедь Божию разоряет, то он делает неправду и против правды грешит, и так всякий грех – против правды. Итак, правда требует от нас, чтобы мы Бога единого, Которым созданы, знали, и кроме Него никаких богов не признавали, Его единого почитали, любили, боялись, слушали, призывали, на Него единого надеялись, уповали, и имя Его святое с почитанием и благоговением поминали. Та же правда хочет от нас, чтобы мы ближнему нашему, то есть всякому человеку, того не делали, чего не хотим себе, и то делали, чего хотим себе. Это Христос в Евангелии Своем изобразил так: //«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»// [[new:mf:07:12|(Мф.7:12)]]. А поскольку никто не хочет себе зла, то по силе правды и сам не должен творить или хотеть ближнему зла, и всякий хочет себе добра, то и ближнему должен хотеть и творить добро. Отсюда следует, что как грешит против правды тот, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Ибо человек не все, что хочет, может. Из этого можно правильно заключить, что и врагам нашим должны мы не только не делать и не желать зла, но должны желать и делать добро. Итак, видишь, христианин, что значит творить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почитать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять сердце свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелицемерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководствует, для этого мы возрождены, обновлены и оправданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **аще весте, яко Праведник есть, разумейте, яко всяк творяй правду, от Него родися** Праведность есть в праведнике. Правдолюбие есть в правдолюбце. Только праведный имеет праведность и знает праведность. И всю праведность, Божественную праведность, все-праведность имеет и знает Праведный Бог, Всеправедный Господь Иисус Христос. Кто в Нем пребывает, тот пребывает в праведности; и опять, в ком Он пребывает, пребывает ради святой праведности. И человек показывает свою праведность, потому что от Правдолюбца проистекает праведность и правдолюбие, как от солнца свет и от цветка благоухание. Праведность имеет, праведность знает тот, кто с Единым Праведным и ради святых добродетелей сродняется и рождается от Него духовно. Поэтому и каждый праведник подобен Ему, Всеправедному, ведь **творяй правду, праведник есть**, якоже Он праведен есть. (Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. – [[new:1in:03:07|1 Ин. 3:7]].) //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// См. также Толкование на [[new:1in:02:18#prp_iustin_popovich|1 Ин. 2:18]] ===== Экумений ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** Ибо праведный порождает праведных. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** Основа нашей праведности - в вере. Совершенную праведность мы найдем разве что среди ангелов, да и у них вряд ли, если сравнить их с Богом. Однако, если и может быть какая совершенная праведность среди созданных Богом душ, [то она есть] среди ангелов и святых, среди добрых и праведных, не предающихся греху, не впавших в гордыню, всегда пребывающих в созерцании Слова Божия и не имеющих иной радости, кроме Того, Кем они сотворены. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** Связь с предыдущим и последующим такова: вы, верующие, пребывайте во Христе и Его учении, ибо в Нем ваша праведность, и чрез Него вы имеете возрождение от Бога и усыновление Ему, по которым вы становитесь чистыми от греха (ст. 27-3:10, ср. [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1-2]]). **Если вы знаете**: от принятого верующими помазания от Святого (ст. 20, 27), вы знаете, или по крайней мере должны знать, точно так же как и из учения, которое приняли от начала, знать, следовательно, и из собственного внутреннего духовного опыта, и от внешнего научения [[new:rim:10:17|(Рим. 10:17)]]. — **Что Он праведник**: кто Он? По связи речи и в этом стихе, и в последующих это не вполне ясно и потому требует некоторого уяснения. В рассматриваемом (29-м) стихе Он праведник, по связи речи в стихах 27-м и 28-м, — Христос, от Которого верующие приняли помазание и Который явится как Судия в пришествие Его; но в том же стихе словом Он означается не Христос, а Бог Отец, от Которого рожден всякий делающий правду. Ибо, не говоря уже о том, что выражение, — чтобы верующий родился от Христа, или Сына Божия, — не употребительно в слововыражении новозаветных Писаний, и в следующих стихах говорится только о рождении от Бога, о детях Божиих, об усыновлении Богу, как и в других дальнейших изречениях [[new:1in:03:01|(1 Ин. 3:1,]] [[new:1in:03:02|2,]] [[new:1in:03:08|8,]] [[new:1in:03:09|9,]] [[new:1in:03:10|10;]] [[new:1in:04:07|1 Ин. 4:7;]] [[new:1in:05:01| 1 Ин. 5:1,]] [[new:1in:05:04|4,]] [[new:1in:05:18|18)]]. Таким образом, слово Он в этом стихе употреблено, по-видимому, и о Христе, и о Боге Отце, в первом изречении — о Христе, в последнем — о Боге Отце, без определительного разделения Того и Другого, а во взаимном Их соединении (так и в ст. 1, 2, 3 и далее 3-й гл.). Что это значит? Это значит, что апостол так глубоко проникнут мыслью о высочайшей тайне нераздельности Триединого Божества, что, говоря, например, о возрождении верующего человека, он выражается о Триипостасном Божестве, с некоторою неопределенностью, хотя нельзя не видеть, что эта неопределенная нераздельность лиц неслиянна. Возрождение человека в новую жизнь приписывается всем лицам достопоклоняемои Троицы, как действие всем им общее, и потому усвояется и вообще Богу (как ниже 5, 4), и, в частности, Богу Отцу (ср. [[new:iak:01:17|Иак. 1:17—18;]] [[new:1pet:01:03|1 Пет. 1:3;]] [[new:tit:03:05| Тит. 3:5]]), Богу Сыну (как [[new:ef:02:15|Еф. 2:15;]] [[new:2kor:05:17|2 Кор. 5:17]]) и Богу Духу Святому [[new:in:03:03|(Ин. 3:3,]] [[new:in:03:05|5,]] [[new:in:03:06|6)]]. Потому нет ничего странного и удивительного, что апостол, говоря в настоящем стихе об Отце и Сыне, говорит о рожденных от Бога как о рожденных от Христа, или усыновленных Богу Сыном Его, и далее — о детях Божиих как детях Бога Сына, хотя необычно и не может быть обычно выражение дети Сына Божия, когда в Пресвятой Троице Отец и Сын равны и равночестны. Вот почему апостол, в одном предложении говоря об Отце и Сыне в Боге едином, обозначает одним местоимением Того и Другого — Он. — **Что Он**: то есть Иисус Христос, **праведник**: по Своему лицу и мессианскому достоинству. Праведен не в смысле только правосудного, каковое свойство приписывает апостол выше ([[new:1in:01:09|1 Ин. 1:9]]; Ср. прим.) Богу Отцу, хотя, по связи речи со стихом 28-м, здесь заключается понятие праведности и в смысле правосудия на суде Христовом во время пришествия Его, но праведен и как Сам в Своем лице и деле исполнивший всякую правду (ср. [[new:mf:03:15|Мф. 3:15]] и прим.), и в силу сего и верующих в Него оправдывающий перед Богом и от них требующий праведности в жизни и дарующий им силою и действием Святого Духа оправдание пред Богом и правду пред законом духа Христовым. «Иные могли спросить, что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему, то апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика* благодать и любовь, какую Он подает нам» (Феофилакт). Если Он праведен и если вы это знаете твердо и несомненно, то вместе с сим должны знать твердо и несомненно и то, что **всякий делающий правду рожден от Него**, то есть от Бога. Делать, или творить правду, на языке Писания обыкновенно означает поступать по правде, иметь правоту в сердце, или, что то же, — творить волю Божию, удаляясь от зла, так, чтобы совесть оправдывала наши действия, а не осуждала. — **Рожден от Него** (см. прим. к [[new:1pet:01:03|1 Пет. 1:3,]] [[new:1pet:01:23|23)]]): разумеется духовное рождение свыше, водою и духом в таинстве христианского крещения, или возрождение, о котором учит Христос (ср. Ин. 3:2-6 и прим.). — **Всякий**, следовательно — возрождение, или усыновление Богу, простирается не на всех, и не все возрожденные могут называться сынами Божиими. Христос умер и стал умилостивлением за грехи всего мира [[new:1in:02:02|(1 Ин. 2:2)]], но рожденными от Бога, или сынами Божиими, могут быть только делающие, или творящие, правду, исполняющие по правде волю Божию... //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** Еще побуждение к исполнению заповедей Христовых – напоминание о том достоинстве, которым украшаются истинные христиане, верно исполняющие заповеди Христа Спасителя. **Если вы знаете, что Он**, Христос Спаситель, **праведен, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него**. Если вы знаете, что Он, как человек и единородный Сын Божий, истинный Богочеловек – всеправеден и всесвят: а вы это совершенно знаете, как просвещенные благодатью Святого Духа и от Него наставляемые: поэтому должны знать и всегда содержать в памяти и ту истину, что всякий, творящий правду, исполняющий заповеди Божии, от Него, Бога Отца, возрожден благодатью Святого Духа. Творить правду в священном Писании обыкновенно означает исполнять закон Божий, делать добрые дела [[old:ps:014:02|(Пс. 14:2;]][[new:rim:09:30| Рим. 9:30;]][[new:1in:03:07| 1 Ин. 3:7)]], или исполнять волю Божию. **Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него**. Апостол сперва заповедует пребывать в Иисусе Христе: //итак, дети, пребывайте в Нем//; и потом показывает, как можем пребывать в Нем, как можем увериться в единении с Ним, или что может свидетельствовать о том, что мы в Нем пребываем. Это пребывание в Господе свидетельствуется или обнаруживается деланием правды, или исполнением заповедей Божиих. **Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него**. Кто делает добрые дела, по заповедям Божиим, тот пребывает в Боге: добрые дела, совершаемые по учению Христову, свидетельствуют, что делающий их от Бога рожден, и, в Нем пребывая, при помощи Духа Его, творит правду. Быть рожденным от Бога то же значит, что быть сыном Божиим, как видно из слов послания [[new:1in:03:01|(1 Ин. 3:1)]], которые рассмотрим в следующей беседе. Как естественные дети обыкновенно удерживают свойства своих родителей, которым потому часто бывают подобны по своим поступкам, обнаруживающим их свойства: так и дети Божии, возрождённые чрез веру в Иисуса Христа, благодатью Святого Духа делаясь причастниками Божественного естества [[new:2pet:01:04|(2 Пет. 1:4)]], получают богоподобные свойства и выражают их своими делами. Нося в себе семя Божественной Благодати, они приносят от сего святого семени спасительные плоды в своих мыслях, желаниях и делах: и внутренние и внешние действия их, силою возрождающей и освящающей Благодати, совершенствуются по образу совершенств Божеских, как учит Господь: //Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный// [[new:mf:05:48|(Мф. 5:48)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него** Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя [[new:1in:01:05|(1 Ин. 1:5)]], то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому, если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось, как хождение в свете, то теперь оно рассматривается, как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков [[new:1in:02:09|(1 Ин. 2:9]] [[new:1in:03:24|1 Ин. 3:24)]], а затем - со стороны его источника [[new:1in:03:24|(1 Ин 3:24]] [[new:1in:04:21|1 Ин. 4:21)]]. Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). "Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: **если вы познали, что Он праведен, то,** без сомнения, **знаете и то, что делающий правду рожден от Него**, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам" (Феофил.). //**Толковая Библия.**// [<10>]