[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:3 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** Непорочной и чистой Красоте должна уподобиться душа, желающая сочетаться с [Небесным Царем] и стремящаяся прийти в единый с Ним дух, по сказанному блаженным Иоанном: **и всякий**, - говорит он, - **имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист**. //**Слово.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и всяк имеяй надежду сию Нань, очищает себе, якоже Он чист есть** Кто имеет цель христоподобия и христотворения, тот становится чистым, с помощью Божественных сил, таинств и святых добродетелей, поскольку он имеет одну единственную цель, стать таким, каков Он. И это может осуществиться только, если он возложит все свои надежды на Него, вечно Человеколюбивого и Снисходительного. Только тогда он сможет очистить себя, якоже Он чист есть, только тогда он освятит себя, //“якоже и Он свят”// [[new:1pet:01:15|(1 Пет. 1:15-16)]]. Только тогда он станет любовью, якоже и Он любовь есть, и станет милостивым, как и Он милостив. Поскольку Он стал как мы, чтобы мы становились, как Он. Он есть исполнение Божества телесне [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]], чтобы мы становились полнотой (исполнением) Божества духовно, по благодати. Он вочеловечился, чтобы обоготворить нас. Он очищает нас //от всякаго греха// [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7)]], чтобы мы стали чистыми, как и Он. Эту чистоту дарует и ее требует от нас Господь. Человеческое существо не создано для греха и грязи греховной, но для Бога и чистоты Его. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** См. Толкование на [[new:1in:03:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:2]] ===== Беда Достопочтенный ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** Многие говорят, что имеют надежду на небесную жизнь во Христе, но своей небрежной жизнью обесценивают такое исповедание. Тот показывает, что имеет высшую надежду, кто прикладывает все свои силы к тому, чтобы вести добрую жизнь, потому что уподобиться Божией святости в будущем возможно, только лишь освящая себя в настоящем, то есть отказываясь от нечистоты и желаний века сего и стремясь к праведной и чистой жизни. Нам должно в той же степени по мере наших возможностей подражать чистоте Божественной святости, в какой мы по мере наших тварных возможностей надеемся причаститься славе Богоподобия. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** Из этих слов некоторые выводят, что Бог сотворил человека по образу, но не по подобию, но Он намеревается даровать по подобию. Человеку вверено //по образу//, и если он будет достоин сего, то примет и по подобию. Если же ему будет вверено //по образу//, однако он не должным образом будет обращаться с ним, но погубит //по образу//, то кто тебе даст по подобию? Поэтому апостол и добавил: **И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист**. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** Потому что мы увидим Его, как Он есть. То есть, как есть, и мы будем [такими].[Мы - те], кто имеет эту надежду. Это надежда на будущее, любовь в настоящем, вера в прошлом и в настоящем. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** **Имеющий сию надежду**: надежду на то, что мы подобны Ему будем и достигнем такой чрезвычайной славы, что увидим Его как Он есть. Имеющий таковую надежду на Него, то есть на Бога, так как в Нем эта надежда имеет свое основание, очищает себя: более и более душу свою очищает от грехов, вольных и невольных, по немощи естества человеческого содеянных, омытых в купели возрождения, но приражающихся к чистой душе волею или неволею. Человек, имеющий таковую надежду на Бога, старается жить непорочно, и свято, и праведно, в чистоте совести и в правде и в преподобии истины, насколько только может жить так человек в греховной плоти своей. Так как, или, точнее, подобно тому, как, **Он чист**: то есть Христос чист от всякого греха и не причастен никакой нечистоте греховной. Только чистые сердцем могут видеть Бога и принимать озарение от света лица Божия (ср. [[new:mf:05:08|Мф. 5:8]] и прим.), и потому от всякого требуется очищение себя. Выше апостол [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7)]] учит, что очищает человека кровь Христова, здесь говорит, что **очищает** человек **себя**; разногласия в этом нет: человек очищает, или старается очищать, себя силою и действием искупительных заслуг Христовых, или, что то же, кровию Христа, пролитою на Голгофе за весь род человеческий, каковая кровь, или искупительная сила страданий Христовых, усвояется человеком верою в нее, действием благодати Всесвятого Духа (ср. [[new:2kor:07:01|2 Кор. 7:1;]] [[new:ef:04:22|Еф. 4:22;]] [[new:kol:03:09|Кол. 3:9;]] [[new:1pet:01:22|1 Пет. 1:22]] и прим.). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист** Кто желает и ожидает прославления в день славного пришествия Господа на землю: тот старается жить свято и праведно, так как Господь свят и праведен. Ибо только святые и праведные могут видеть Бога и принимать озарение от света лица Божия. Иисус Христос учит: //Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Апостол Петр пишет: //по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы, во всех поступках// [[new:1pet:01:15|(1 Пет. 1:15)]]. Словами: **всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист**, Апостол показывает, к чему призывает и к чему обязывает нас высокое наше звание во Христе; к чему обязывает нас величие Божеской любви к нам, дарующей нам, //чтобы нам называться и быть детьми Божиими//. В обыкновенной жизни дети естественно подражают своим родителям, а в благодатной жизни дети Божии, призываемые к наследованию благ небесных, должны подражать совершенствам Отца небесного. //Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят// [[new:1pet:01:16|(1 Пет. 1:16)]], заповедал Бог. Иисус Христос учит: //Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный// [[new:mf:05:48|(Мф. 5:48)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха** Из понятия рождения верующих от Бога [[new:1in:02:29|(II:29)]], их высокого благодатного богосыновства в настоящем [[new:1in:03:01|(III:1)]] и неизреченного блаженства в будущем (ст. 2) для всякого имеющего христианскую надежду на блаженную вечность необходимый долг - постоянно очищать себя от всяких греховных прирождений по образцу чистого и безгрешного Христа, так как только чистые сердцем могут видеть Бога [[new:mf:05:08|(Мф 5:8)]]. Этот нравственно-практический вывод из учения о духовном возрождении христиан и их высоком достоинстве детей Божиих Апостол далее (ст. 4) подкрепляет отрицанием противоположного тезиса, вероятно, высказывавшегося еретиками-антиномистами, о допущении греха в христиан: Апостол со всею решительностью доказывает полную несовместимость греха с достоинством возрожденных христиан. Апостол говорит как бы так: "вы, усыновленные, делайте правду и не показывайте себя праздными от нее. Ибо как в отношении греха не тот грешник или беззаконник, кто совершил или совершит грех, но тот, кто держится зла и делает зло, так и праведен не тот, кто не действует, но тот, кто делает правду. Грех даже неуместен в вас, ибо Христос явился для разрушения греха, и как сам был непричастен греху, так и вам, соединившимся с Ним и утвержденным верою в Него, не остается уже места грешить... Нужно также знать, что грехом называется отпадение от добра, а беззаконием - нарушение положительного закона" (блаж. Феофил.). Нарушитель же закона Божия есть преступник против него, и уже не дитя Божие, а общник и сын диавола. //**Толковая Библия.**// [<10>]