[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:9 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Тот должен творить благое из любви к самому благу, кто хочет достигнуть истинного усыновления Богу, о чем апостол говорит так: **Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога**. //**Собеседования 11.10.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** //Вопрос//: Если, согласно святому Иоанну, **рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить**, а //рожденный от воды и Духа// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]] - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать? //Ответ//: Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же - приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога и испытал по благодатному причастию то, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог, - у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано. Итак, хотя мы и имеем //Дух усыновления// [[new:rim:08:15|(Рим.8:15)]], Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть** Творя добродетели, человек “рождается” от Бога. Подвизается человек в любви? Если да, тогда он рожден от Бога, поскольку любовь изгоняет из него ненависть, так что он не творит грехов. Таким образом, рожден от Бога человек и посредством Божественных таинств и святых добродетелей, которые изгоняют демонов греха, уничтожают грехи, так что человек их не творит. Первоначальное “семя Божие” находится в Богоподобных душах, в умах, в мышлении, в желаниях. Но в основном, множество семян Божьих развивается в человеке посредством священных таинств и святых евангельских добродетелей. Священные таинства и святые добродетели – это “семя Божие” в человеке, которое с возрастанием увеличивается и созревает. Например, “семя Божие” – это святое Причастие, в котором присутствует весь Богочеловек. В этом и состоит подвиг человека, чтобы развить это семя во все его существо, посредством всех мыслей, всех чувств, всей своей природы, и чтобы оно проникло в его душу, во все его сердце, в весь его ум, во всю его силу через ревность и непрерывную евангельскую деятельность. Уврачеванный святыми добродетелями человек ведет эти свои семена от возрастания к полной зрелости до “рода добродетелей”. Затем он уничтожает всякий грех и грешные силы и, таким образом, **не может согрешати**. И не может, потому что рожден от Бога, весь принадлежит Богу. И он настолько всесторонне и неотрывно рожден от Бога, что каждая его мысль рождается от Бога и преображается в Божью мысль, каждое чувство – в Божие чувство и каждое дело – в Божие дело. Он не может согрешить, потому что не хочет, и не хочет, потому что хранит себя [[new:1in:05:18|(1 Ин. 5:18)]]. Вся его воля и каждое его желание рождается, образуется, исходит от Бога и преображается в Божью волю и Божие желание. Для богорожденного человека разумно и естественно делать то, что Божие, что “по Богу”. И так же для того, кто рожден от дьявола, естественно и разумно делать все дьявольское. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Потому что, если положение дел таково, что по благодати Спасителя мы хотя бы чего-то добиваемся в этой жизни, когда ослабевает похоть и усиливается любовь, а совершенство обретаем лишь в той жизни, когда похоть исчезнет, а любовь достигнет полноты, тогда то, что сказано в Писании: **рожденный от Бога не грешит**, - сказано, конечно, по поводу той самой любви, которая одна не грешит. Ведь с тем рождением, которое от Бога, связано возрастание и совершенствование любви, а не та похоть, которую должно истреблять и умерщвлять и которая, однако, до тех пор, пока сохраняется в нашем теле, неким собственным законом противится закону ума; но рожденный от Бога - не подчиняющийся рождаемым ею желаниям, не делающий свое тело орудием беззакония для греха - может сказать: //уже не я делаю то, но живущий во мне грех// [[new:rim:07:20|(Рим 7:20)]]. //**Послания 177.**// ----- Что есть этот грех? Поступать против заповеди. Что есть заповедь? //Заповедь новую даю вам, да любите друг друга// [[new:in:13:34|(Ин 13:34)]]. Внемлите. Эта заповедь Христа зовется любовью; посредством этой любви искупаются грехи. //**Трактат на 1-е послание Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего** Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: //сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?// [[new:act:13:10|(Деян. 13,10)]]. Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его - Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов [[new:mf:01:01|(Матф. 1,1)]]. И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы [[old:gen:12:03|(Быт. 12,3;]] [[new:gal:03:16|Гал. 3,16)]]. Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что //семя Его пребывает в нем// [[new:1in:03:09|(1Иоан. 3,9)]]. Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого. Иное объяснение. Семя Божие есть Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими. Так в семени Авраама, которое есть Христос, благословляются все народы. Иначе, семенем называет первое поколение родоначальника, отличающееся добродетелями, Родоначальник своими добродетелями как бы орошает свое племя, и чем сам приобрел славу, тем и своим преемникам дает возможность быть в славе, особенно если они соблюдут достоинства предка своего неомраченными, ибо они доставляют славу не всякому без разбора. Почему иудеи, хотя и напрасно, говорили Христу: //мы семя Авраамово// [[new:in:08:33|(Иоан. 8,33)]]. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Ориген ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Итак, когда мы призываемся дьяволом ко греху, то принимаем семя его. Но когда мы также исполняем работу, к которой он призвал, тогда он уже родил нас, ибо мы рождаемся ему через грех как дети. //**Гомилии на книгу Исход 8.6.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Иоанн имеет в виду здесь: //Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя// [[new:1in:01:08|(1 Ин 1:8)]] - не любой грех, но недостаток любви, и этот грех не способен совершить ни один человек, в котором пребывает **семя Божие**, то есть Его слово. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Еретики [манихеи], которые обманываются всегда во всем, даже с помощью этого высказывания хотят отнять Божественность [у Сына], говоря, что рождение, которое происходит от «Создателя мира» [т.е. «Бога Ветхого Завета»], - грешное, тогда как рождение, которое от «Бога Нового Завета», не может быть таковым; и, как они сами считают, заключают словами Ветхого Завета, где написано: //Сыновей я породил и возвысил, они же возмутились против меня//, и это: //А Заступника, родившего тебя, ты забыл// [[old:vtor:32:18|(Втор 32:18)]]. Они приводят эти слова, говоря: //если те, кто рождаются от Творца мира - то они грешат//, но здесь также и признается: **всякий, кто от Бога, греха не совершает** - поскольку [в каждом случае] сыновья разные, ибо, когда одни грешат в чем-нибудь, то другие - никоим образом. Так что, конечно, необходимо признать, что отцы их различны. Это же они мыслят неверно из-за того, что не понимают слов священного Писания. Ибо ведь не написано, что **всякий, рожденный от Бога**, не будет грешить, а **не делает греха**, поскольку, конечно, не делает греха тот, кто действует по справедливости. Наконец, потому не может грешить тот, кто рожден от Бога (Иоанн даже причину назвал ту же), что **семя Его в нем пребывает**, которое приходит божественно. Это семя - или добродетель, или дух усыновления сыновей. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Андрей Монах ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** Который, живя в верных, делает их сынами Божиими. Таким образом, в семени Авраамовом, которое опять-таки есть Христос, благословляются все народы. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** **Всякий, рожденный** и проч.: выше апостол выразился, что всякий пребывающий в Боге, то есть во внутреннем живом общении духовном с Ним, не согрешает [[new:1in:03:06|(1 Ин. 3:6)]], ту же мысль выражает он и здесь, употребляя вместо понятия — пребывающий понятие — рожденный, что в данном случае почти одно и то же. Выражения — //не согрешает// и **не делает греха** (ст. 6 и 9) означают одно и то же и в одном и том же смысле употребляются, в смысле не безгрешности возрожденного, а решительного противодействия греху и очищения себя от греха при исповедании (ст. [[new:1in:03:03|1 Ин. 3:3;]] [[new:1in:01:09|1 Ин. 1:9)]]. В возрожденном дела диавола, то есть грехи, разрушены Христом, и потому он не делает греха, а если грешит, то имеет Ходатая о себе Христа [[new:1in:02:01|(1 Ин. 2:1)]], Которого кровь очищает его от всякого греха [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7)]]. Следовательно, по мысли апостола, родиться от Бога и грешить, в указанном смысле, — понятия, противоречащие и друг друга исключающие, как добро и зло, как свет и тьма; если они и сопоставимы, то только в факте несовершенства человека в этой жизни, во плоти, а не в идее чистоты и святости возрожденного человека. — В основание, утверждение и разъяснение этой мысли, что рожденный от Бога человек не творит греха, апостол указывает причину сего в том, что семя Его, то есть Бога, от Которого он рожден, пребывает в нем, то есть в человеке. Что это значит? Понятие семени употребляется, главным образом, в двояком значении: в значении рождения и в значении произрастания. Соответственно сему в двояком смысле объясняют это выражение и толкователи, как древние, так и новые, уподобляя возрождение или человеческому рождению (как [[new:in:01:13|Ин. 1:13)]], или произрастанию семени в растении (как, например, в притче о сеятеле, [[new:mf:13:start|Мф. гл. 13]]). Действующее животворное начало возрождения духовного, по первому толкованию, есть непосредственно Лицо Святого Духа, Который и совершает таинственное возрождение, или новое, духовное рождение, человека излиянием благодати Своей в душу его (ср. [[new:act:02:16|Деян. 2:16—18;]] [[old:iol:02:28|Иоил. 2:28—29]]). По второму — возрождается человек действием слова Божия (ср. [[new:1pet:01:23|1 Пет. 1:23]]), или проповедию Евангельского благовествования, по вере. Первое толкование без сомнения имеет преимущество пред последним. У Иоанна как в Евангелии, так и здесь постоянно возрождение уподобляется естественному рождению [[new:in:01:13|(Ин. 1:13;]] [[new:in:03:03|Ин. 3:3—4,]] [[[new:in:03:06|6—7;]] [[[new:1in:02:29|1 Ин. 2:29;]] [[[new:in:03:01|Ин. 3:1)]], а не произрастанию. Впрочем, как другая сторона уподобления для объяснения таинственного понятия возрождения может быть приложено и подобие произрастания семени. Последнее объяснение принимают из древних Климент Александрийский и Августин; первое — между другими Златоуст и Феофилакт. Духовно возрожденный как бы оплодотворен духовно божественным семенем, и это божественное семя пребывает в нем, постоянно внутренне присуще ему. — «Всякий, кто делает грех по тому самому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола... Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, как сын Божий, не грешит, потому что семя его — Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, Которого удостоились и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш недопускающим греха, или же — Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов [[new:mf:01:01|(Мф. 1:1)]]. Объяснение Златоуста: всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола, а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что семя Его пребывает в нас [[[new:1in:03:09|(1 Ин. 3:9)]]. Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение и Который, пребывая в нас, делает ум наш недопускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого» (Феофилакт). И он не может грешить: более усиленное выражение, чем в стихе 6-м; там говорится — //не согрешает//, здесь — **и не может грешить**; указывается решительно несовместимость греха с возрождением, совершенная противоположность нового бытия от Бога греху, или, точнее, склонности и стремления к нему. Кто делает грех, тот от диавола, а рожденный от Бога не грешит и не может грешить, именно потому, что рожден от Бога и пребывает в Боге и Бог в нем. Если же и имеет в себе грех [[new:1in:01:08|(1 Ин. 1:8)]], живущий в нем, то кровию Христовою очищает себя от такового греха [[new:1in:01:07|(1 Ин. 1:7)]] и делается непорочен [[new:1pet:01:04|(1 Пет. 1:4)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** **Всякий рожденный от Бога, не делает греха**. Всякий, в купели святого крещения возрожденный благодатью Духа Христова в жизнь духовную и последующий внушениям сей Благодати, не порабощается беспечно грехам, не проводит жизни греховной. **Потому что семя Его в нем пребывает**. Семя духовного растения, семя внутренней духовной жизни есть благодать или сила Святого Духа, сообщаемая верующим в Иисуса Христа чрез спасительные таинства. Это благодатное семя, питаемое в душе возрожденного от Бога живою верою, постепенно более возрастает и приносит духовные плоды, каковы, по учению апостола Павла: //любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание// [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22,]][[new:gal:05:23| 23)]]. В ком древо духовной жизни, возрастая, приносит сии плоды: тот искренно любит исполнять заповеди Божии, всеми силами противится греху и, согрешая по немощи человеческой, глубоким раскаянием спешит загладить свои грехи и восстановить внутренний мир и общение с Иисусом Христом. Поэтому Апостол присовокупляет: //На таковых нет закона// [[new:gal:05:23|(Гал. 5:23)]], т. е. те, кои приносят исчисленные плоды Духа, добровольно исполняют заповеди Христовы и не имеют нужды в принуждении к тому строгостью закона, подобно древним иудеям. **И он не может грешить, потому что рожден от Бога**. Носящий в себе духовную жизнь и приносящий плоды Духа не может грешить, или проводить жизнь греховную: по силе действующей в нем Благодати, он любит и старается всеми силами исполнять заповеди Христовы. Если он, по немощи, падает в грех; то это падение не только не убивает его жизни духа, но еще более возбуждает в нем внутреннюю деятельность, питая чувство смирения, самоотвержения, раскаяния, сыновней любви к Отцу небесному, преданности и упования на Его беспредельное милосердие. Это потому, что он рожден от Бога; в нем есть семя благодатной жизни, или в нем действует благодать Духа Христова. Как не возрождённому человеку естественно грешить, и, по слову Апостола, //и были по природе чадами гнева// [[new:ef:02:03|(Еф. 2:3)]]: так рожденным от Бога, детям Божиим, свойственно не грешить, по свойству живущей и действующей в них благодати Духа Божия. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога** См. Толкование на [[new:1in:03:07#lopuxin_ap|1 Ин. 3:7]] [<10>]