[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:13 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир** Ненавидит без смысла, как и Каин брата своего, или, лучше, ненавидит мир сознательно и по сознательной причине, поскольку его дела лукавы, в то время как наши – праведны. Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро, и хочет его уничтожить. Поскольку одно желание зла – чтобы не было добра. Поэтому по природе своей дьявол есть противоборец Бога. Дьявол с тех пор, как стал дьяволом, есть дьявол, и зло есть зло. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: **не чудитеся,** что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло как способ жизни (“modus vivendi” – лат.), и логику зла он провозгласил способом мышления (“modus cognoscendi”) и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское, Богочеловеческое, ведь вы являетесь воплощением и олицетворением Его, и хоть вы и находитесь в этом мире, но вы от “того” мира, от Бога и от Христа. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас** См. Толкование на [[new:1in:03:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:11]] ===== Ориген ===== Ст. 13-14 **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Нам, **перешедшим от смерти к жизни** - потому что неверие мы променяли на веру, - нечего удивляться, что мир нас ненавидит. Ибо никто из тех, которые не перешли **от смерти к жизни**, а остаются в смерти, не может тех любить, которые, так сказать, из темного жилища смерти перешли в здание, освещенное //светом жизни//. //**Увещание к мученичеству 41.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 13-14 **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Иоанн имеет здесь в виду мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление - небеса. Для грешников религия есть мерзость, как и свидетельствует Писание. //**На 1-е послание Иоанна.**// ----- Да не надеется никто из членов тела Христова, которые кажутся связанными смертью, никто из тех, кто и до сей поры пребывает в смерти, достичь таинства жизни. //**Гомилии на Евангелия 2.4.**// ----- Здесь Иоанн говорит о смерти души. Грешившая душа, конечно же, умрет. Жизнь тела - душа, жизнь души - Бог; со смертью тела его покидает дух, со смертью души ее оставляет Бог. Души всех нас, родившихся в этом мире, мертвы, поскольку мы несем в себе первородный грех от Адама, но благодать Христова возрождает верных, чтобы их души могли жить. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 13-14 **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти** Не следует удивляться, если дурные люди - те, кто называются миром, - ненавидят тех, кто живет благочестиво согласно Христу. Ведь было бы более удивительно, если бы они любили их. Так как тот, кто любит братьев согласно Богу, переходит в жизнь из смерти; тот, кто не имеет этой любви, остается в смерти. Так была мертвой вдова, которая жила в наслаждениях, хотя и вела обычную жизнь. Тот, кто так живет, по необходимости изгладится из памяти Бога. //**На 1-e послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас** **Не дивитесь** [[new:in:05:28|(Ин. 5:28)]]: не смотрите, как на нечто странное и необыкновенное и новое; со времен Каина и Авеля началось то, что дети диавола ненавидят детей Божиих, мир ненавидит преданных Богу людей; это было всегда и будет, как противоположность света тьме, добра злу, образ праведника Авеля и злодея Каина. — **Братия мои**: выше апостол обращался к своим читателям со словами — чада, чадца [[new:1in:02:01|(1 Ин. 2:1)]], здесь со словом — **братия мои**, так как говорит о братской любви, как и несколько выше назвал их //возлюбленными// [[new:1in:03:02|(ст. 2)]]. — **Если мир ненавидит вас**: это — изречение Самого Господа, повторяемое здесь апостолом Иоанном [[new:in:15:18|(Ин. 15:18)]]. **Мир**, как совокупность всего противного Христу и Богу (ср. [[new:in:07:07|Ин. 7:7]] и прим. и парал.), не только враждебен ученикам Христовым, как и Самому Христу, но положительно ненавидит их, гонит, и преследует, и убивает их [[new:in:15:20|(Ин. 15:20;]] [[new:in:16:02|Ин. 16:2)]], как Каин убил брата своего, которого возненавидел за добрые дела его, каких не имел сам, как злой. Ученики Христовы верою во Христа и единением с Ним в любви ко всем внесли в мир новое начало духовно-религиозной жизни; мир находит это новое начало жизни чуждым для себя, противным себе и стремится не допускать его в свою жизнь, подавить его насилием, уничтожить его и потому ненавидит учеников Христовых, как представителей этого нового начала жизни, ему враждебного и противного. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас** Как бы так говорит: если мир вас ненавидит, если нечестивые и порочные люди оскорбляют вас и делают вам разные обиды: не смотрите на это, как на необыкновенное нечто; так было, как видите из истории Каина и Авеля, от начала мира; так было и во все времена. **Если мир ненавидит вас**. Преданные земным желаниям и страстям не любят тех, которые живут благочестиво и добродетельно и стремятся к достижению благ небесных. Отчего это? – Как сходство нравов воспитывает и скрепляет дружбу; так несходство нравов возбуждает нерасположение и ненависть. Притом, дела благочестивых и добродетельных людей обличают недостоинство людей нечестивых и порочных. Поэтому нечестивые и порочные люди ненавидят добродетельных и благочестивых, презирают и осмеивают их. Об этом Господь Спаситель говорил Своим ученикам: //Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир// [[new:in:15:18|(Ин. 15:18,]][[new:in:15:19| 19)]]. Если иногда и порочные люди оказывают непритворное уважение и любовь к благочестивым и добродетельным: то это показывает, что в них чувство благочестия и любовь к добродетели еще не совсем угасли. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей** С момента братоубийства Каина, антагонизм между детьми Божиими и детьми диавола, между Богом и миром никогда не прекращался. Та же самая вражда зла против добра существует и в данное время: Каина олицетворяет теперь боговраждебный мир, а Авеля - истинные христиане, чада Божии, ненавидимые миром (ст. 13, см. [[new:in:15:20|Ин 15:20;]] [[new:in:16:02|16:2]]). Ненависть, по Апостолу, есть признак, даже синоним смерти, христиане же через свою любовь к ближним пережили всякое духовное воскресение или оживление (ср. [[new:in:05:24|Ин 5:24]]), ненависть же к брату означает не только состояние духовной смерти человека ненавидящего (ст. 14), но и то, что такой человек духовно, если не телесно, совершает братоубийство, подобное Каинову; является "человекоубийцею" (ст. 15), каковое название Христос приложил к диаволу [[new:in:08:44|(Ин 8:44)]]; ненависть, по мысли Апостола, равна убийству, как и Христос Спаситель гневающегося на ближнего осуждает, как убийцу ([[new:mf:05:21|Мф 5:21, 22]]). //**Толковая Библия.**// [<10>]