[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 3:16 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **о сем познахом любовь, яко Он по нас душу свою положи: и мы должни есмы по братии души полагати** Что такое любовь? – Это бессмертие того, кого любишь. Это дарование себя Божественному и бессмертному Любимому, это дарование Ему вечной жизни, и это значит предоставление любимому вечной Божественной истины, Божественной правды, Божественной любви, Божественной вечности и остальных Божественных совершенств. Это есть истинная, Божественная, вечная любовь. Любовь во всем ее совершенстве, и в каждом человеческом творении нам даровал Господь наш Иисус Христос. Святой Иоанн Богослов благовествует: **Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.** Богочеловек положил (пожертвовал) Свою душу за нас. По человеколюбию Он предал Себя добровольно на крестную смерть, чтобы нам даровать со Своим воскресением, после того, как разрушил смерть, вечную жизнь и бессмертие. В нашем мире существует одна единственная истинная, Божественная и бессмертная любовь, поэтому и мы должны полагать души свои за братьев. Это значит, что мы всем должны жертвовать, чтобы в них насадить и возрастить ощущение Божественного, бессмертного и вечного, посредством нашего богоподобного самоприношения и самопожертвования даровать им Божественную, бессмертную и вечную жизнь и утвердить их во всем этом. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** Бог есть любовь: доказательства сильнее не может быть, как смерть за нас Господа. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Августин ===== **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** Итак, **и мы должны полагать души свои за братьев**. Готов ли ты, человек, умереть за Христа? //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** См. Толкование на [[new:1in:03:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 3:15]] ===== Тертуллиан ===== **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** Иоанн за братьев также учит полагать душу, и тем более за Господа. //**О бегстве во время гонений.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** Указав на величайшее значение взаимной любви к ближнему, в противоположность ненависти, апостол указывает величайший образец любви, которому должны подражать все верующие христиане, — любовь Господа Христа, положившего душу Свою за всех людей. **Любовь познали мы в том** и проч.: мы, сначала мы — ученики Его и апостолы, Его видевшие и с Ним обращавшиеся [[new:1in:01:01|(1 Ин. 1:1—3)]], а потом мы — все уверовавшие в Него, принявшие проповедь о Нем; мы все познали верою и внутренним опытом духовной жизни. **Любовь познали в том, что Он положил за нас душу Свою**. **Полагать**, или отдавать, **душу свою** значит умереть, как бы принесть себя в жертву за другого [[new:in:10:17|(Ин. 10:17—18;]] [[new:in:15:13|Ин. 15:13)]]. Как Сам Господь положил душу Свою, или умер на кресте, принесши Себя в жертву за всех, так и христианин должен быть готов к такому же самоотвержению, следуя по стопам Христовым. Само собою разумеется, что христианин должен быть готов умереть за своего ближнего тогда лишь, когда потребуют того от него его обязанности, обусловливаемые и его собственным положением, и положением ближнего. — Вы **должны полагать души за братьев**: как отсутствие любви к брату рождает злобу и ненависть и доводит до человекоубийства, так любовь христианская питает к нему такое доброжелательство, что делает его готовым умереть за него, что означает уже высшую степень любви, по слову Самого Христа [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев** **Полагать душу свою** значит полагать жизнь тела, живущего чрез соединение с душою, или подвергнуться телесной смерти. Так Иисус Христос говорит: //Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего// [[new:in:10:17|(Ин. 10:17,]][[new:in:10:18| 18)]]. Так сильна должна быть наша любовь к ближним, что, подражая примеру Господа Спасителя, умершего за нас, и мы должны быть готовы умереть за ближних, когда этого потребуют от нас обязанности наши по отношению к ближним. Как отсутствие любви к ближнему рождает в душе ненависть к другому, и затем адскую злобу и решимость на человекоубийство: так, напротив, благодатная любовь делает человека столько благорасположенным к ближним, питает в нем такое уважение и доброжелательство к ним, что он готов бывает умереть за ближних. Это высшая степень любви к ближним, как говорит Господь: //Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих// [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною** Как ненависть к ближнему наиболее отдаляет человека от Бога и сильнее всего делает его общником и сыном диавола, так именно через любовь к ближним христианин наиболее сближается с Христом Богом, усвояя себе богоугодное настроение. Именно Христос Спаситель в Своем Богочеловеческом подвиге явил высочайшую любовь, положив за нас душу или жизнь Свою (ср. [[new:in:10:11|Ин 10:11,]] [[new:in:10:15|15, 18]]; [[new:in:13:37|13:37-38;]] [[new:in:15:13|15:13]] и др.); в силу нравственной солидарности со Христом, обязательной для всех христиан (ср. [[new:fil:02:05|Флп 2:5]]), в силу того, что христиане обрели истинную жизнь только через Христа (выше, ст. 14), для всех христиан обязательна самоотверженная, по примеру Господа, любовь к ближним, готовая положить душу за братьев (ст. 16, см. [[new:in:15:13|Ин 15:13]]). Но этому принципиальному величию подвига самоотверженной христианской любви Апостол сейчас (ст. 17) противополагает совершенно иное отношение к ближнему, взятое из отношений житейских, каковы: а) черствая нечувствительность к самым обыденным насущным потребностям ближних, когда человек как бы искусственно притупляет чувствительность своего сердца, делая его не восприимчивым к жалости и состраданию (ст. 17), и б) любовь лицемерная, не идущая далее бессодержательных слов мнимого участия (ст. 18). Желая показать всю несовместимость такой ложной любви, такого отношения к ближнему с идеалом истинной самоотверженной любви, Апостол спрашивает: //"как пребывает в том (человеке такого настроения) любовь Божия?"// (ст. 17). "Любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас; по Его примеру и мы должны полагать душу за братьев. Но как это делается редко, то Апостол, как бы пристыжая верных, начинает с небольшого, убеждает к братолюбию. Он как бы так говорит: что говорить о полагании души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни не бедные в средствах - об этих я не говорю, - но владение богатством целого мира? Посему, да постыдятся! Ибо, если затворили сердце в этом малом, и явились недостойными любви Божией: что показали бы, когда бы потребовалось большее - умереть за брата? Потом и еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною" (блаж. Феофил.). Только искренняя деятельная любовь носит благословение в самой себе, о чем далее и говорит Апостол. //**Толковая Библия.**// [<10>]