[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:3 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже** См. Толкование на [[new:1in:04:02#prp_iustin_popovich|1 Ин. 4:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а всякий дух, который не исповедует. Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану, //превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею// [[new:2sol:02:04|(2 Фес. 2:4)]]. Почему и запретит служить идолам (их разумел апостол под //святынею//), а себя одного будет выдавать за Бога. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Экумений ===== **а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** Поэтому и Павел говорит: //Так как у вас раздоры и распри, не плотские [ли] вы, и не ходите [ли] человеческими путями?// [[new:1kor:03:03|(1 Кор 3:3)]]. Ходящий же человеческими путями не имеет духа Христа. Духа же Христа не имеет тот, кто живет не сообразно Христу, кто [не] умертвил себя для мира; такой человек - не Христов. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Дидим Слепец ===== **а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** Если кто действительно отделяет Иисуса, и думает, что чистый Бог Слово вне плоти, и говорит, что неверно, что Он человек, и утверждает, что все Его дела домостроительства спасения - только фантазия, тогда такого рода дух заблуждения не от Бога <...> Если кто-нибудь будет называть Господа Иисуса не только голосом, но также и делами, и любовью поистине, а не хитростью, тот действительно в Святом Духе того же Господа исповедует. //**На 1-е послание Иоанна.**// См. также Толкование на [[new:1in:04:02#didim_slepec|1 Ин. 4:2]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** **А всякий дух** и проч.: указав этот основной признак, отличающий учителя от лжеучителя положительно, апостол указывает его еще и отрицательно, усиливая тем речь свою, придавая особенное значение этому члену исповедания веры и направляя его особенно к обличению обольстителей. Учитель, не исповедующий Спасителя мира Иисуса Христа Сыном Божиим, истинным Богом и истинным Человеком, всякий таковой учитель — не от Бога и не истинный учитель веры и ведения, а от антихриста, или, что то же, — от диавола [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18;]] [[new:1in:03:08|1 Ин. 3:8,]] [[new:1in:03:10|10)]]; это — лжеучитель, говорящий по внушению противника Христа, диавола, по внушению духа обольстителя. — По свидетельству святого Иринея Лионского (Против ересей III, 16, 8), оба эти стиха направлены апостолом против лжеучителей-докетов, неправильно учивших о лице Господа Иисуса Христа (см. Предисловие к 1-му посланию Иоанна, пункт 3), а вероятно, и против некоторых других лжеучителей. — **Это дух антихриста, о котором** и проч.: см. прим. к [[new:1in:02:18|1 Ин. 2:18,]] [[new:1in:02:22|22]]. — **И теперь уже в мире**: антихрист придет в свое время, как знали уже или слышали читатели послания; но дух его уже и теперь в мире. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире; разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие. А сам антихрист будет человек, носящий в себе сатану, //превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею// [[new:2sol:02:04|(2 Фес. 2:4)]]. Почему и запретит служить идолам (их разумел апостол под богом называемым, а под святынею — христианство), а себя одного будет выдавать за Бога» (Феофилакт). Этим духом антихриста одушевлены все дети диавола, обольстители, лжеучители и еретики, отвергающие и искажающие учение Христа и о Христе (см. прим. к [[new:1in:04:01#ep_mixail_luzin|ст. 1]]). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** Тот же признак Апостол излагает отрицательно, прилагая его к обличению заблуждающихся лжеучителей. **А всякий дух**, т. е, всякий учитель, **который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти**, – не признает того, что обетованный Спаситель, Сын Божий, воспринял наше человечество и жил на земле между человеками, как истинный Бог и истинный человек, – всякий такой дух **не есть от Бога**; всякий такой учитель не водится Духом Божиим и проповедует не Божеское учение; он не истинный учитель, - но это дух анти Христа, это лжеучитель, говорящий по внушению противника Христова, или диавола; это один из тех лжеучителей, которые, по действию диавола, предшествуют антихристу, или Христову противнику, **о котором вы слышали, что он приидет, и теперь есть уже в мире**. **О котором вы слышали, что он приидет**. Об антихристе предсказывал Сам Иисус Христос, говоря: //Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. Также апостол Павел во втором послании к Солунянам писал об антихристе [[new:2sol:02:03|(2 Сол. 2:3–9)]]. Без сомнения, писанию предшествовала устная проповедь Апостолов об антихристе, как говорит об этом святой Павел [[new:2sol:02:05|(2 Сол. 2:5)]]. Потому ожидание пришествия антихриста в Церкви Христовой было общее. **И теперь есть уже в мире**. Сперва сказал Апостол: **о котором вы слышали, что он приидет**; а потом присовокупляет: **и теперь есть уже в мире**. В первом случае Богослов говорит о пришествии антихриста, как особого лица, Христова противника, которого пришествие, как предсказывает апостол Павел, по действию сатаны, будет со всякою славою, знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих [[new:2sol:02:09|(2 Сол. 2:9,]][[new:2sol:02:10| 10)]], и которого Господь Иисус убиет духом уст Своим и истребит явлением пришествия Своего [[new:2sol:02:08|(2 Сол. 2:8)]]. А во втором случае, где говорится: **и теперь есть уже в мире**, разумеется дух антихриста, т. е. лжеучители, еретики, проповедующие не по внушению Духа Божия, но по внушению диавола, как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь и ведущие брань против Церкви Христовой. Об антихристе и лжеучителях, ему предшествующих, св. Иоанн выше сказал так: //Дети, последнее время. И как вы слышали, что приидет антихрист; и теперь появилось много антихристов// [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире** См. Толкование на [[new:1in:04:02#lopuxin_ap|1 Ин. 4:2]] [<10>]