[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 4:16 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола. //**Слово аскетическое: пролог.**// ===== Сщмч. Дионисий Ареопагит ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть. //**Об именах Божиих.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу. //**О единстве кафолической Церкви.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: **Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем**. //**Собеседования.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: //аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть// [[new:1kor:13:02|(1 Кор. 13:2-3)]]. Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо **Бог есть любовь**. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает** Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается. Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: **Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.** //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Августин ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и **Бог есть любовь**. Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви. //**О Троице.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** См. Толкование на [[new:1in:04:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 4:15]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** **Бог есть любовь** и проч.: ст. [[new:1in:04:08|1 Ин. 4:8,]] [[new:1in:04:15|15]]. **Бог есть любовь**, и это вечное свойство Божие служит основанием и причиною того, что **пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** [[new:1in:03:24|(1 Ин. 3:24)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** Что прежде сказал Апостол вообще, то теперь прилагает к себе и другим Апостолам, как несомненным свидетелям того, как Сын Божий совершил на земле искупление человеков. Сказав: //мы видели, и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру// [[new:1in:04:14|(1 Ин. 4:14)]], и показав, как благотворно ведение и исповедание Иисуса, Сына Божия (кто так исповедует, говорит Апостол, тот пребывает в Боге, и Бог в нем), теперь силу этого ведения и исповедания он показывает на себе, говоря: **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее**. То есть мы познали, как велика и беспредельна любовь Божия; как явил Бог Отец Свою вечную, беспредельную любовь в послании единородного Сына Своего в мир для спасения людей; мы познали, как Сын Божий, из любви к человекам, предал Себя на страдания и крестную смерть, чтобы верующим в Него даровать вечную жизнь; мы познали это, видев своими очами Сына Божия – Спасителя мира, и уверовали в эту беспредельную, непостижимую любовь Божию. **Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем**. Сказав: **мы познали любовь и уверовали в нее**, Апостол, по-видимому, хотел сказать: и мы пребываем в любви, и пребывая в любви, в Боге пребываем, и Бог в нас. Но его смиренномудрие опять говорит не о том, что собственно ему и другим Апостолам уже принадлежит, чем они владеют, но о том, что у них нераздельно со всеми любящими Бога, что, по благости Божией, усвояется каждому любящему Бога. **Бог есть любовь**: это вечное свойство Божие служит существенною причиною того, что **и пребывающий в любви** – к Богу и ближним, по заповеди Господней – **пребывает в Боге и Бог в нем**. Наша любовь к Богу и ближним, по заповеди Божией, сближает и соединяет нас с Богом, и привлекает к нам благодать любви Божеской. Св. Иоанн Богослов и другие Апостолы познали любовь Божию, и совершенною любовью возлюбили Бога, и во время земной жизни уже пребывали в Боге, и Бог был в них. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем** См. Толкование на [[new:1in:04:15#lopuxin_ap|1 Ин. 4:15]] [<10>]