[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:9 ====== ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 9-10 **аще свидетельство человеческое приемлем, свидетельство Божие более есть: яко сие есть свидетельство Божие, еже свидетельствова о Сыне Своем. Веруяй в Сына Божия, имать свидетельство в себе: не веруяй Богови, лжа сотворил есть Его, яко не верова во свидетельство, еже свидетельствова Бог о Сыне Своем** Таково свидетельство Бога о Богочеловеке и, посредством Его, о Пресвятой Троице. Это человек, если захочет, может установить личным опытом, может установить личной жизнью. Поэтому Всесильный и Всеведущий Бог дал свидетельство, “свидетельствующее”, что Иисус есть действительно и истинно Бог и Спаситель. Все другие реальности и истины в человеческом мире в меньшей мере свидетельствуют о Богочеловеческих реальностях и истинах. И когда человек не принимает даже этого совершенного и убедительного свидетельства Божия о Иисусе, то это значит, что он считает Бога вне истины. Это есть величайшее падение, в какое может только ниспасть человеческая душа. По сущности оно подобно падению предателя Иуды, поскольку он, несмотря на убедительные, достоверные свидетельства, не захотел поверить в Иисуса как Бога и Спасителя. Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа [[new:in:15:22|(Ин. 15:22]],[[new:in:15:24|24)]]. И тот, кто верит во Христа, верит всем своим сердцем, всей своей душою, всем своим умом, всей своей силой и переживает как самую великую реальность все Божественные и человеческие свидетельства о Иисусе как Боге и Единственном Спасителе людей. Эта реальность становится в его душе все-реальностью. Его мысли устремляются во все-мысль, все его чувства соединяются во все-чувство. В этой все-мысли, в этом все-чувстве для верующего Христос есть Господь его и Бог его, его рай, его душа, его истина, его любовь, его радость, его вечность, всё его, всё во всём человеческом. Да, требуется одна прямая личная встреча с Господом Иисусом Христом, и после того, как человек уверует в Него, он живет Им и опытно знает Его. После того, как самаряне опытно узнали Господа, после личного общения с Ним, они сказали самарянке, которая их привела к Иисусу: У//же не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос// [[new:in:04:42|(Ин. 4:42)]]. К человеку, который живет верой в Господа Иисуса Христа, приходит самое убедительное и всесильное свидетельство о Иисусе как о Боге и Спасителе, и ни одна сила не может его лишить этого свидетельства. Святой Иоанн Богослов благовествует: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** См. Толкование на [[new:1in:05:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:7]] ===== Иларий Арелатский ===== **если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** То есть истинно свидетельство воплощения или свидетельство Моисея и пророков, которые были людьми Бога. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** Кроме свидетельства вышеуказанных высочайших свидетелей о Богочеловеке Иисусе Христе, Сыне Божием, Искупителе мира, дарующем победу над миром и верующим в Него, верующий верою живою и истинною ([[new:in:03:15|Ин. 3:15]] и далее; [[new:in:18:34|Ин. 18:34;]] [[new:in:06:29|Ин. 6:29;]] [[new:in:09:35|Ин. 9:35]]) в Сына Божия, а следовательно и в свидетельствующего о Нем Бога Отца, имеет внутреннее удостоверительное свидетельство в себе самом, в своем собственном духе, запечатленном помазанием [[new:in:02:20|(Ин. 2:20)]], или печатью Святого Духа [[new:2kor:01:21|(2 Кор. 1:21—22;]] [[new:ef:01:13|Еф. 1:13)]], по которому он знает и уверен, что он во Христе, примирен с Богом, и потому имеет упование жизни вечной (ср. Феофилакт). Об этом внутреннем свидетельстве о Христе в духе самого верующего говорил Сам Господь [[new:in:07:16|(Ин. 7:16,]] [[new:in:07:07|7)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** В Моисееве законе есть правило, говорящее: //при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится// [всякое] //дело// [[old:vtor:19:15|(Втор. 19:15;]] сл. [[new:mf:18:16|Мф. 18:16;]][[new:2kor:13:01| 2 Кор. 13:1;]][[new:evr:10:28| Евр. 10:28)]]. По-видимому, слова: //три свидетельствуют//, дважды сказанные, имеют отношение к этому закону. Апостол чрез это показывает полное соответствие приведенного свидетельства требованию закона Моисеева. Но затем св. Иоанн раскрывает и несравненное превосходство показанного им свидетельства: **если мы принимаем свидетельство человеческое**, т. е. верим свидетельству двух или трех свидетелей; то тем более должны мы верить свидетельству Божию: потому что **свидетельство Божие больше**, т. е. то свидетельство, которое выше предложено [[new:1in:05:06|(6,]][[new:1in:05:07| 7]] и [[new:1in:05:08|8]] стих пятой главы его послания); и далее сам Богослов показывает, о каком свидетельстве говорит он, присовокупляя: **ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем**, – свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира, есть свидетельство Божеское, преподанное свидетелями небесными и земными. Это свидетельство, как Божеское, говорит Богослов, больше свидетельства человеческого, т. е., как свидетельство Божеское, несравненно больше, несравненно превосходно того человеческого свидетельства, которому, по закону Моисееву, надобно верить: потому что человек ограниченное существо, подверженное греху, а Бог есть существо беспредельное, Бог беспредельно истинен, свят и всесовершен. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем** См. Толкование на [[new:1in:05:06#lopuxin_ap|1 Ин. 5:6]] [<10>]