[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:14 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 14-15 **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** Следовательно, [апостол] повелел иметь полную и несомненную надежду на то, что Бог услышит только то, что относится не к нашим выгодам и временным утешениям, а согласуется с волею Божией. //**Собеседования.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **и сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас** Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: //“...впрочем не как я хочу, но как Ты”//, //“...да будет воля Твоя”// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39]],[[new:mf:26:42|42)]]. И какова воля Божия о нас, людях? – Чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения (ср. [[new:ef:01:09|Еф. 1:9-10]]). Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. В конечном счете это значит, что мы хотим, чтобы Бог стал соучастником в нашем грехе, в нашем грехолюбии. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, “не слышит” и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечных добротах Божиих, в бесконечной истине Божией, в бесконечной правде Божией, иными словами, в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас** См. Толкование на [[new:1in:05:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:13]] ===== Экумений ===== Ст. 14-15 **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** Если мы просим в соответствии с Его волей, Он слышит нас. А если Он слышит нас в наших молитвах, мы знаем, что в соответствии с Его волей мы творим их, и то, о чем мы молились, находится в нас самих. А это и есть царствие Его и справедливость, просить о которых Он Сам заповедал нам. //**Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 14-15 **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** Апостол дает нам великую уверенность, что мы можем уповать на небесные блага от Господа, ибо и в этой жизни, что бы мы здраво ни просили, то получаем, согласно тому, что Он и Сам в Евангелии верующим обещает: //говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам// [[new:mk:11:24|(Мк 11:24)]]. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 14-15 **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** Те, кто узнает из опыта ремесла, каким образом достигается все необходимое для какого-нибудь труда, имеют более совершенную надежду, что, когда будет дело, они смогут это осуществить. Потому что даже святые мужи - Иоанн и те, кто с ним, апостолы, - узнали из своего опыта, что Ему было бы приятно и приемлемо, поскольку часто просят Бога. Они усвоили [это] и заранее предвидят, что, сколько раз так они попросят, чего желают, того удостаиваются по воле Бога. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас** Вера в Иисуса Христа, Сына Божия, засвидетельствованная необычайными свидетелями и соединяющая верующего с Богом, возвышает молитву верующего до необычайного также **дерзновения**, молитву не только за себя, но и за других верующих [[new:1in:05:16|(1 Ин. 5:16)]]. **Дерзновение** верующих ко Господу (ср. [[new:1in:02:28|1 Ин. 2:28;]] [[new:1in:03:21|1 Ин. 3:21;]] [[new:1in:04:17|1 Ин. 4:17;]] [[new:ef:03:12|Еф. 3:12;]] [[new:evr:04:16|Евр. 4:16]]) так велико, **что, когда** они **просят** Его о чем-либо в молитве, **Он слушает** их ([[new:1in:03:22|1 Ин. 3:22]] и прим.). — **По воле Его**: это необходимое условие просимого в молитве, чтобы верующий просил лишь того, что согласно с волею о нем Божиею. — «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас... А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 14-15 **И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** Верующие в Иисуса Христа, Сына Божия, такую уверенность в благости Отца небесного должны иметь на основании учения Самого Господа Спасителя. Он говорит Своим ученикам: //Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят// [[new:mf:07:07|(Мф. 7:7,]][[new:mf:07:08| 8)]]. //И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите// [[new:mf:21:22|(Мф. 21:22)]]. Также говорил: //Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками// [[new:in:15:07|(Ин.15:7,]][[new:in:15:08| 8)]]. //Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам// [[new:in:16:23|(Ин. 16:23)]]. Как добрые дети просят у своих родителей только того, что согласно с волею родителей, или что родители охотно готовы дать им: так и истинные ученики Христовы, по Благодати дети Божии, должны просить у отца небесного только того, что согласно с Его волею, что служит к прославлению имени Его. //Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам// [[new:in:15:07|(Ин. 15:7)]]: в этих словах Господь обещает просимое под тем условием – если мы пребудем верны или послушны Его учению. Так и Иоанн Богослов говорит: **когда просим чего по воле Его, Он послушает нас**. Это необходимое условие – чтобы мы просили Бога **по воле Его**, или согласно с Его волею, т. е. чтобы просили у Бога только тех благ, которые Он благоволит даровать нам. Главнейшие предметы молитвы Сам Господь указал в данной ученикам молитве: //Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое// и пр. [[new:mf:06:09|(Мф. 6:9]] и след.). **А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него**. Если мы имеем такую уверенность, что Бог внимает нашим молитвам в каждом случае, о чем бы мы ни стали просить Его: то мы имеем уверенность и в том, что получим от Него то просимое, о чем в определенном случае молим Его. От общей истины Божеского благоволения к просящим Апостол делает заключение к частным случаям молитвы о каких-либо известных нуждах. Но в том и в другом случае, без сомнения, Апостол предполагает то необходимое условие, которое он высказал прежде, то есть: когда просим по воле Божией, согласно с Божеским учением. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **и вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него** В верующем сознании обладания истинною, вечною жизнью заключается, как необходимый момент, сыновнее дерзновение верующего пред Богом (ст. 14, см. [[new:1in:02:28|1 Ин. 2:28;]] [[new:1in:03:21|1 Ин. 3:21;]] [[new:1in:04:17|1 Ин. 4:17]]), состоящее в радостной надежде, что Бог услышит наши молитвы, если только они согласуются с Его святейшею волею (ср. [[new:in:16:24|Ин. 16:24]]; [[new:evr:04:16|Евр. 4:16]]), - "если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас... А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан" (блаж. Феофил.). В силу этой христианской надежды происходит то, что просимое у Бога, ожидаемое от Него, является для верующего христианина как бы исполнившимся (ст. 15). Такова сущность христианской молитвы вообще. //**Толковая Библия.**// [<10>]