[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:18 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему** Это впрочем, следует разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит апостол же Иоанн <...> А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от них. //**Собеседования.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **вемы, яко всяк рожденный от Бога, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему** Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха, не согрешают. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех – это сила, которая “сияет” в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол отрывает нечто от себя, от своего духа и переносит это в человека. Поэтому христианин должен всегда бодрствовать против греха. Он должен беречься от греха, и, блюдясь от него, он соблюдается от враждебного лагеря, от лагеря зла, от всех его черных и нечистых полчищ. Каким образом он бережется? – Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется //против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]]. Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя, потому что и первое (т.е. рождение) есть от Бога, и второе проистекает от Него. Рождение от Бога есть дар Божий, и Бог пребывает в том, кто блюдет себя от греха, живя в священных таинствах и святых добродетелях. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-20 **мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Наставив нас тому, какой грех к смерти и какой не к смерти, затем обозначает, кто может грешить к смерти, и говорит: усыновленный Богом никогда не может болеть грехом ни к смерти, ни не к смерти. Ибо однажды предав самого себя Христу, обитающему в нем чрез усыновление, он остается неприкосновенным для греха. Однако, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его претворяется и становится уже неуловимой для греха, прибавляет: //хранит себя,// то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный нам от Него дар, можем и не грешить. В противном случае, так как мир (под миром разумеет тех, которые не поставили себя в отношении к Богу в положение сынов чрез правые дела) во зле лежит, ничто не воспрепятствовало бы нам пристать к погибающим, потому что мысль человека от юности его усердно прилежит на зло [[old:gen:08:21|(Быт. 8:21)]], как Бог показал это при потопе. Но как пришел Сын Божий и дал нам разум к познанию Его, истинного Бога, и пребыванию в Нем, истинном Сыне Его, Иисус Христе; то чрез этот великий дар мы познали, что Он есть истинный Бог и жизнь вечная, и, познав, пребываем неискушенными от лукавого и соблазнов его. //**Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.**// ===== Дидим Слепец ===== **мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему** Если ведь, совершая справедливое, [человек] обладает бытием от Бога, невозможно же, чтобы были одновременно грех и справедливость. Очевидно, следовательно, что до тех пор, пока так поступает человек, он справедлив и не грешит. Затем, предостерегая, - так как таковой человек есть сын Бога по собственной воле, а не по природе, - Иоанн соответственно добавил: **но хранит себя, и лукавый пе прикасается к нему**. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему** Последние четыре стиха составляют как бы заключение всего послания. С нарочитым указанием — **мы знаем** апостол в трех стихах как бы повторяет сущность всего того, что он изложил пространно во всем послании и что верующие должны особенно напечатлеть в своем уме и памяти; последний стих с восклицанием — //дети// есть последнее краткое и сильное заключительное слово, имеющее, впрочем, связь с общим последним заключением, хотя афоризмом оканчивающее послание. **Мы знаем** (ст. 18): по вере во Христа Иисуса, просветившего нас светом Своего ведения тайн Божественных [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2:27)]], из откровения и внутреннего свидетельства Духа, **что всякий рожденный от Бога** или возрожденный от Духа Святого [[new:1in:02:29|(1 Ин. 2:29;]] [[new:1in:03:01|1 Ин. 3:1)]] **не грешит** [[new:1in:03:06|(1 Ин. 3:6,]] [[new:1in:03:09|9)]]; не предается греху, не обладается грехом, не препобеждается грехом; **но рожденный от Бога хранит себя** благодатию возрождения и полученных в нем духовных сил и дарований [[new:iak:01:27|(Иак. 1:27;]] [[new:1tim:05:22|1 Тим. 5:22)]], со всяким рачением от греха к смерти, **и лукавый**, сатана или диавол [[new:1in:02:14|(1 Ин. 2:14;]] [[new:1in:03:12|1 Ин. 3:12;]] [[new:ef:06:16|Еф. 6:16;]] [[new:2kor:11:03|2 Кор. 11:3)]], от падения своего ставший лукавым и лукавством соблазняющий и искушающий мир, **не прикасается к нему**, несмотря на всякие усилия и обольщения, не приближается к нему для искушения и соблазна грехом, чтобы он ниспал из благодатного состояния [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8;]] [[new:ef:06:11|Еф. 6:11)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему** Апостол, говоря, что **всякий, рожденный от Бога, не грешит**, не то разумеет, будто рожденный от Бога, т. е. чрез таинство крещения возрожденный в благодатную жизнь, более уже не грешит, становится навсегда чистым от всякого греха: это было бы несогласно с учением его, выше предложенным. В первой главе послания читаем: //Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас// [[new:1in:01:08|(1 Ин. 1:8)]]. Также //Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас// [[new:1in:01:10|(1 Ин. 1:10)]]. Слово: **не согрешает**, у Апостола значит: не предается греху; грех не преобладает над ним. Такое разумение слов Апостола согласно с учением его, предложенным прежде: //Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает// [[new:1in:03:06|(1 Ин. 3:6)]]. //Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога// [[new:1in:03:09|(1 Ин. 3:9)]]. Живущая в возрожденном Благодать, или сила Св. Духа, удерживает его от греха, помогает ему преодолевать грех, не допускает быть рабом греха. Но **рожденный от Бога хранит себя**, т. е., при содействии живущей в нем Благодати, хранит себя от греха, и, если согрешит по немощи, спешит освободиться от греха силою веры в Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Ходатая пред Отцем небесным, посредством искреннего раскаяния во грехе. **И лукавый не прикасается к нему**. Доколе возрожденный носит в себе семя Благодати, водится Духом Святым, – лукавый враг спасения человеческого, диавол, не дерзает нападать на него, и не может победить его: ибо сила Духа Христова ограждает возрожденного; и диавол страшится той печати Духа, которою знаменуются возрожденные в день крещения [[new:1in:02:13|(1 Ин. 2:13,]][[new:1in:02:14| 14;]][[new:1in:05:04| 5:4,]][[new:1in:05:05| 5)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-21 **мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь** Теперь следует заключение послания. Троекратным **мы знаем** (ст. 18, 19, 20) Апостол еще раз приводит читателям основные истины, раскрытые им в послании, совершенно бесспорные и для Апостола, и для всех христиан. Первое положение, ранее раскрытое Апостолом [[new:1in:03:09|(1 Ин. 3:9),]] гласит: **всякий, рожденный от Бога, не грешит** (ст. 18) "Однако ж, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранить себя, т. е. если не будет хранить и беречь себя, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный от него дар, можем и не грешить" (Феофил.). Второе положение состоит из двух противоположных суждений: **мы от Бога**, а **мир весь во зле лежит** (ст. 19) - мир боговраждебный обнимает прежде всего **князя мира сего** [[new:in:12:31|(Ин 12:31)]] и чад его, особенно лжеучителей и антихристов, о которых говорил Апостол [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18-19;]] [[new:1in:02:22|22-23;]] [[new:1in:04:02|1 Ин. 4:2-8)]], а также тех, которые следуют похотям мира ([[new:1in:02:15|1 Ин. 2:15-16)]]. Всего этого должны быть чужды истинные христиане, как рожденные от Бога. Такое состояние верующего обусловливается тем, что Господь Иисус Христос, явившись в мир, дал нам возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с Богом, будучи в общении с Его Сыном Иисусом Христом, Который есть истинный Бог и жизнь вечная (ст. 20). Это третье положение суммирует все сказанное Апостолом в отделе [[new:1in:04:09|1 Ин. 4:9]] - [[new:1in:05:12|1 Ин. 5:12]]. Находясь в общении с истинным Богом, имея от Него жизнь вечную, христиане должны всячески уклоняться от почитания ложных богов и от всякого вида идолопоклонства (ст. 21). "Апостол писал это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением. Таким он и дает заповедь эту, опасаясь за их слабость" (блаж. Феофил). //**Толковая Библия.**// [<10>]