[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:19 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** И мир (который **весь во зле лежит**) означает не творение, но мирских людей, живущих вожделениями. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **вемы, яко от Бога есмы, и мир весь во зле лежит** **Мы знаем, что мы от Бога** – это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есмы – мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание “в Боге”, поэтому видят и знают они, что мир весь во зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния. В то же время христиане живут в этом лукавом мире со святыми силами и ими сохраняются от зла и греха. Весь мир лежит во зле. Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием делают грехи и предаются порокам. Подвиг, ангельский подвиг христиан состоит в следующем: несмотря на то, что они живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира. И еще: свет, какой имеют христиане, освещает для них и достоинства всего создания Божия на земле: людей, животных и т. д. Весь этот мир, хотя и богоданный, изнурен злом, в котором (во зле) лежит, как в тяжелой болезни. Это есть и величайшее мучение для создания Божия, ибо знаем, что //вся тварь совокупно стенает и мучится доныне// [[new:rim:08:22|(Рим. 8:22)]], ожидая славного явления сынов Божиих, которые освободят ее (тварь) от порабощения греху, злу, падению, смерти и дьяволу (ср. [[new:rim:08:19|Рим. 8:19-21]]). И чада Божии – это христиане, которые с Божией помощью освободятся от зла и греха, будут бороться всеми своими силами, чтобы мир освободился от зла и греха, в которых он весь лежит, находится, и которыми он порабощен. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** См. Толкование на [[new:1in:05:18#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:18]] ===== Дидим Слепец ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** Мир, то есть приверженцы мира, подвержен гибельному началу. Иоанн говорит весь, потому что все мы рождаемся во грехе <...> Мы знаем, что эти слова, сказанные о мире, подразумевают дурных людей, и не верим, как еретики, что мир, основанный на зле, является созданием некоего бога-творца. //**На 1-е послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** «Однако же, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный от Него дар, можем и не грешить» (Феофилакт). **Мы знаем** (ст. 19) из Божественного откровения, собственного опыта и из свидетельства Святого Духа, **что мы**, //верующие во имя Сына Божия// [[new:1in:05:13|(1 Ин. 5:13)]], **от Бога** рождены (ст. [[new:1in:01:04|1 Ин. 1:4,]] [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9—10]]) словом истины **и что весь мир во зле лежит**, все невозрожденное, все находящееся в естественном состоянии, все враждебное Богу и Христу [[new:1in:02:15|(1 Ин. 2:15-16;]] [[new:ef:04:17|Еф. 4:17—19;]] [[new:kol:03:05|Кол. 3:5—7)]], все в грехе, под властию греха и диавола. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** Присовокупил это Апостол в объяснение предыдущих слов: //и лукавый не прикоснется ему//, показывая, почему лукавый к одним не прикасается, или над одними не имеет власти, а над другими властвует. **Мы знаем, что мы от Бога**. Знаем, что от Бога возрождены, от Бога получили Духа усыновления, который запечатлел нас и сделал нас недоступными диаволу; мы состоим под покровительством Божиим; Дух Его осеняет и ограждает нас; враг диавол боится Духа Божия. **И мир весь во зле лежит**. Область диавола весь мир, т. е. все люди, не возрожденные от Бога, не осененные Духом Святым. Над такими людьми властвует диавол; все не возрожденные, рождаясь во грехах, остаются в узах греха, в области диавола. Не возрожденные Духом Святым не могут противиться диаволу, не имея силы преодолевать его; потому он их держит во мраке неведения и заблуждении, и ввергает их в пропасть различных пороков. **Весь мир во зле лежит**, т. е. все люди, кроме возрожденных от Духа Божия в святом крещении, состоят в области диавола, чуждые даров благодатных, или чуждые благодатного царства Христова. Сам Иисус Христос раскрывал эту истину Никодиму, говоря: //истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. Почему //не может войти//? Вот причина: //Рожденное от плоти есть плоть//, т. е. рожденный от человека грешника также есть грешник, неспособный войти в царствие Божие, или быть членом благодатного царства Христова, Его Церкви. //А рожденное от Духа есть дух// [[new:in:03:06|(Ин. 3:6)]]: возрожденный от Духа становится духовным, повинуется Духу, действует по внушению Духа, совершенствуется при содействии Духа. //Плоть// в беседе Господа с Никодимом то же значит, что у Богослова **мир**. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** См. Толкование на [[new:1in:05:18#lopuxin_ap|1 Ин. 5:18]] ===== Прот. Николай (Афанасьев) ===== **мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле** См. Толкование на [[new:in:03:16#prot_nikolaj_afanasev|Ин. 3:16]] [<10>]