[<10>] ====== Толкования на 1 Ин. 5:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** А что Сын есть истинный Бог, об этом говорит сам Иоанн в послании: **да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная**. //**Против Евномия.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== Ст. 20-21 **вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот вечный. Чадца, храните себе от треб идольских. Аминь** В этом стихе раскрывается, строится и подытоживается все благовествование святого Иоанна Богослова и все его богословие. Сын Божий пришел и дал нам просвещенный разум, которым, находясь в Нем, вемы (знаем) истинного Бога. Кроме того, Он нам дал и те силы, с которыми мы становимся Его, с которыми мы устанавливаемся в Нем, и, следовательно, мы всем нашим существом пребываем в Нем, в истинном Боге, и Им – в вечной жизни. На вопрос христиан – где вы, где находитесь? – верный ответ следующий: хотя мы находимся в этом мире, который весь во зле лежит, но живем мы в Иисусе Христе, в истинном Боге и в вечной жизни. Если бы нам Бог не дал просвещенный разум и рассудок, то мы не познали бы Праведного Бога и все были бы идолопоклонниками, поскольку лишь Богочеловек Христос есть истинный Бог. Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. И кто признает кого-либо другого или что-нибудь другое за Бога, и такой является идолопоклонником, поскольку и он не знает Единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. И то, что Он есть истинный Бог, Он показал не тем только, что Он имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим, людям, которые веруют в Него. Этим познается истинный Бог – тем, что Он Единственный, Кто имеет жизнь вечную и дает ее всем Своим последователям. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных, богов. Ибо ложен каждый бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть “небог”, есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство – это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого, пошлого и дикого суеверного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Иисусу Христу (т.е. заменяет Его). Поэтому святой Иоанн Богослов, “сын громов” новозаветной истины, заканчивает свое чудесное благовествование словами: **Дети! Храните себя от идолов**, храните себя от идолопоклонства. Аминь. //**Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Люди нуждаются в абсолютной опоре для своих воззрений и жизни. И только в христианской вере есть эта надежная непоколебимая опора: это – Бог и вечная жизнь с Богом. А блаженная вечная жизнь с Богом – это самая радостная и счастливая жизнь, пред коей меркнет самая страстная любовь мужчины к женщине и всякое самое утонченное наслаждение от наук и искусств! //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** См. Толкование на [[new:1in:05:18#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Ин. 5:18]] ===== Беда Достопочтенный ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Что же яснее этих слов, что слаще, что все ереси сильнее ниспровергает? Христос есть истинный Сын Божий, Отец Господа нашего Иисуса Христа есть истинный Бог. Вечный Сын Божий пришел временным образом в мир, пребывал в мире и через Него мир начал быть. И нет иной причины, кроме нашего спасения, по которой Он пришел, то есть чтобы дать нам разум познать Бога истинного. Ибо никому без познания Бога к жизни не прийти. Что Он Бог истинный, Иоанн повторяет снова и снова. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Андрей Монах ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Апостол не остановился, пока до конца не истребил учение лукавых, обеспечивая нам такую безопасность, давая разум, согласно которому познается пришедший истинный Сын Божий. Или это означает именно то, //что мы имеем ум Христов// [[new:1kor:02:16|(1 Кор 2:16)]]. Имеющий таковой разум и такой ум знает Истинного по сущности и соединяется с Ним. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Мы **знаем также** (ст. 20): из всего вышеизложенного, что **Сын Божий пришел** в мир [[new:1in:05:06|(1 Ин. 5:6—13)]] **и дал нам**, омраченным и сидящим во тме и сени смертной, **свет и разум**, истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему, да познаем Бога истинного, Бога Отца ([[new:in:17:03|Ин. 17:3]] и прим.) **и да будем**, или пребудем ([[new:1in:03:06|1 Ин. 3:6]] и парал.), **в истинном Сыне Его** ([[new:1in:05:06|1 Ин. 5:6;]] [[new:in:14:06|Ин. 14:6]] и прим. и парал.) **Иисусе Христе**. **Сей**, то есть Иисус Христос, рожденный от Девы, **есть истинный** по существу Своему **Бог**, имеющий самосущую и вечную жизнь в Себе Самом [[new:1in:01:01|(1 Ин. 1:1—2;]] [[new:in:01:04|Ин. 1:4;]] [[new:in:14:06|Ин. 14:6)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** Апостол продолжает раскрывать ту истину, что //мы от Бога//, и повторяет главное содержание своего послания, то есть свидетельство о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, обетованный Спаситель мира. **Знаем также, что Сын Божий пришел**. О том, что Сын Божий пришел, т. е. воспринял наше человечество, жил на земле, Своими страданиями и крестною смертью совершил искупление человеков, говорит Апостол, мы знаем несомненно. Об этом свидетельствовал Иоанн в начале своего послания, говоря: //о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали наши руки, о Слове жизни – возвещаем вам// [[new:1in:01:01|(1 Ин. 1:1-3)]]. Богослов свидетельствует о пришествии на землю Ипостасного Слова, Иисуса Христа, о пребывании Его на земле и о Его искупительном подвиге, как очевидец, бывший в близком, видимом общении с Иисусом Христом Сыном Божиим, с начала общественного служения Его спасению человеков до Его крестной смерти и вознесения на небо. **И дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного**. Свет и разум – это истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему. Иисус Христос научил истинному ведению о едином истинном Боге, и наставленные Им избранные ученики Его, Апостолы, пронесли это ведение во все концы вселенной, как засвидетельствовал об этом апостол языков святой Павел: //по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их// [[new:rim:10:18|(Рим. 10:18)]]. Сам Господь свидетельствовал о Себе: //Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. //Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме// [[new:in:12:46|(Ин. 12:46)]]. **Да познаем Бога истинного**. Принесенное Иисусом Христом ведение об истинном Боге, в трех Лицах прославляемом, и чрез Апостолов проповеданное по всей вселенной, разогнало тьму языческого неведения и идолопоклонства, которое, пред явлением Иисуса Христа на земле, за исключением иудейского народа, господствовало по всей вселенной. Словом: **познаем**, Апостол в настоящем месте выражает не умственное только познание, но познание, соединенное с любовью и деятельностью, или вместе познание и истинное Богопочтение, в каком разуме и Господь сказал: //Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа// [[new:in:17:03|(Ин. 17:3)]]. **И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе**. Иисус Христос есть истинный единородный Сын Божий по существу, как истинный Бог, нераздельный с Отцем и Святым Духом, а не так, как называются сынами Божиими св. Ангелы и облагодатствованные человеки, по усыновлению, действием Св. Духа. Сын Божий, Иисус Христос, открыв истинное ведение о едином истинном, в трех Лицах поклоняемом Боге, открыл вместе и то, что //так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]]; что //Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем// [[new:in:03:36|(Ин. 3:36)]]. Также говорит Господь: //Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Согласно с этим учением Самого Господа Спасителя, слова Апостола: **да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе**, то же значат, если скажем: да веруем в истинного Сына Его Иисуса Христа, – как и сам Богослов выше написал: //А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам; И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем// [[new:1in:03:23|(1 Ин. 3:23,]][[new:1in:03:24| 24)]]. Верующий в Иисуса Христа, Сына Божия, и соблюдающий заповеди Его, в Нем пребывает, верою и любовью соединяется с Ним, как выше было сказано (см. [[new:1in:03:19#arxiep_evsevij_orlinskij|1 Ин. 3:19]] и далее), и пребывая в Нем, имеет истинную жизнь. **Сей есть истинный Бог и живот вечный**. Еще раз повторяет святой Богослов ту великую истину, которая составляет главный предмет всего его послания, т. е. что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Бог и Спаситель мира, виновник нашей истинной жизни. **Истинный Бог**: Иисус Христос есть истинный Бог, единосущный Отцу, равный Ему по силе, власти и славе, вечный, всесовершенный, всеблаженный. **И жизнь вечная**. Иисус Христос, как истинный Бог, есть вечная жизнь Сам в Себе; не имеет ни начала, ни конца; вседовольный, всеблаженный. Но Он, как Спаситель мира, есть виновник вечной жизни для всех верующих в Него. Сам Иисус Христос, в Своей молитве к Отцу, изображает эту истину так: //После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа// [[new:in:17:01|(Ин. 17:1-3)]]. //**Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная** См. Толкование на [[new:1in:05:18#lopuxin_ap|1 Ин. 5:18]] [<10>]