[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 1:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием** Чему других научает (Павел, когда говорит: //«с благодарением открывайте свои желания пред Богом»// [[new:fil:04:06|(Флп.4:6)]], – то делает и сам, внушая нам начинать все этими словами и благодарить Бога прежде всего. Ничто так не угодно Богу, как благодарность и за себя и за других. Потому (Павел) начинает так почти каждое послание; здесь же сделать это было необходимее, нежели в других. Кто благодарит, тот благодарит как чувствующий благодеяние и как бы воздает за дарованную благодать; благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние. Это нужно знать всем, тем более нужно было коринфянам, которые склонялись на сторону разделявших Церковь. **«Бога моего»**. По великой любви он усвояет себе принадлежащее всем, называет Бога своим, как обыкновенно выражались и пророки: Боже, Боже мой. Вместе с тем внушает и им говорить тоже. Кто говорит так, тот, оставив все человеческое, обращается к Тому, Кого призывает с великой любовью. Говорить так может тот, кто, от житейского постоянно обращаясь к Богу, предпочитает Его всему и не только непрестанно благодарит за благодать уже дарованную, но возносит Ему хвалу и за всякое благо, какое ни получит. Потому не просто сказал: благодарю, но: **«непрестанно... за вас»**, научая их благодарить всегда, и не другого кого, а только Бога. **«Ради благодати Божией»**. Видишь ли, как он везде исправляет их? Где благодать, там нет дел; а где дела, там не благодать. Итак, если (вам дана) благодать, то что высокомудрствуете? Почему надмеваетесь? **«Дарованной вам»**. И чрез кого она дарована? Чрез меня ли, или чрез другого апостола? Нет, но чрез Иисуса Христа, – это и означает выражение: **«во Христе Иисусе»**. Заметь: он часто употребляет **«во»** вместо – «чрез». Следовательно, это тоже, что – чрез. **«Потому что всем обогатились»**. Чрез кого? Опять **«в Нем»**, говорит. И не просто обогатились, но всем. Итак у вас есть богатство, и богатство Божие, и во всем, и чрез Единородного: какое неизреченное сокровище! **«Всяким словом и всяким познанием»**. Словом не внешним, но Божиим. Есть разумение без слова, и есть разумение с словом. Есть много имеющих разум и не имеющих слова, каковы невежды и не умеющие ясно выразить того, что содержат в уме. А вы, говорит, не таковы, но способны и разуметь и говорить. //**Гомилия 2 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данней вам о Христе Иисусе** **Благодарю Бога**. «Чему других научает святой Павел, когда говорит: //со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу// [[new:fil:04:06|(Флп. 4, 6)]], то делает и сам, внушая нам начинать все этими словами и благодарить Бога прежде всего. Ибо ничто так не угодно Богу, как благодарность и за себя, и за других. Почему святой Павел начинает так почти каждое послание, здесь же сделать это было необходимее, нежели в других. Ибо кто благодарит, тот благодарит, как чувствующий благодеяние, и как бы воздает за дарованную благодать; благодать же не есть ни долг, ни награда, ни воздаяние. Это нужно знать всем, тем более коринфянам, которые склонялись на сторону разделявших Церковь» (святой Златоуст). **Бога моего**. «По великой любви он усвояет себе принадлежащее всем и называет Бога своим, как обыкновенно выражались и Пророки: //Боже, Боже, мой!// Вместе с тем внушает и им (коринфянам и нам) говорить то же. Кто говорит так, тот, оставив все человеческое, обращается к Тому, Кого призывает с великою любовию. Ибо так говорить может тот, кто, от житейского постоянно обращаясь к Богу, предпочитает Его всему и непрестанно благодарит не только за благодать, уже дарованную, но и за всякое благо, какое ни получит, возносит Ему хвалу. Посему не просто сказал: **благодарю**, но **всегда о вас**, научая их благодарить всегда, и не другого кого, а только Бога» (святой Златоуст). В слове **всегда** нет преувеличения, и для пояснения его нет нужды доразумевать: всегда, когда становлюсь на молитву, ибо благодарное сердце можно иметь постоянно, несмотря ни на какие занятия и дела. Равно и все другие благоговейные к Богу чувства – страха Божия, упования, предания себя в волю Божию, а наипаче любви – тоже и можно, и должно иметь постоянно. Кто их имеет, тот непрестанно с Богом пребывает и непрестанно молится. Благодарит за коринфян, а между тем сколько после обличает в них неисправностей! Из этого надо заключить, что корпус Церкви был здрав и что немощи прорывались только по окраинам, беспокоя, конечно, и подвергая опасности всю Церковь, но не всю ее проникая. **О благодати Божией, данней вам о Христе Иисусе**. Здесь разумеется благодать веры во Христа Господа со всеми благами духовными, коих причастниками делает она верующих. Великое благодеяние Божие, когда какая местность и тем паче народ какой просвещается верою! Во Христе Иисусе – неисследимое богатство духовное. Которые верою прилепляются к Нему, тотчас получают все существенное, чтó необходимо для того, чтобы быть настоящим христианином, а потом, по мере верности и успеха в жизни о Христе Господе, преподается постепенно и прочее, и сему восполнению конца нет. Апостол поминает здесь о всем, что уже сообщено Коринфской Церкви, чем уже они обладали. Тем, которые среди их были неисправны, этими словами напоминалось: «Итак, если вам дана благодать, то чтó высокомудрствуете? Почему надмеваетесь? И через кого она дана? Через меня ли, или чрез другого Апостола? – Нет, но чрез Иисуса Христа, ибо это означает выражение: **о Христе Иисусе**» (святой Златоуст). «Чрез Иисуса Христа, а не чрез такого-то или такого-то. Чего же вы человекам внимаете (как будто все от них)?» (Феофилакт). «Чрез Христа Господа все даровал вам Отец» (Экумений). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе** **Благодарю Бога моего всегда** за то, что вы ни мало не уступаете во всякой **благодати**, данной другим Церквам. Но вот одного нет у вас - ожидания откровения Господа нашего, чтобы чистыми и непорочными оказаться вам в день тот. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Непрестанно благодарю** Научает нас быть благодарными. Так делает почти в каждом послании; но теперь особенно кстати говорит о благодарности. Ибо благодарность бывает за благодеяние, а благодеяние не есть ни долг, ни воздаяние. Следовательно, и этим низлагает гордость коринфян. **Бога моего** По великой любви, Бога, общего для всех, усвояет себе. **За вас, ради благодати Божией** Этим научает и коринфян всегда питать благодарные чувства к Богу а не к своим делам, ибо говорит: благодарю //ради благодати Божией//, а не ради ваших дел. **Дарованной вам во Христе Иисусе** То есть чрез Христа Иисуса, а не чрез такого-то или такого-то. Зачем же вы внимаете людям? //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе** Апостол, намереваясь обличать, сначала услаждает их слух, чтобы врачевство стало приемлемым. Однако сказанное им не ложно, потому что он возблагодарил Бога за данные им дары. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе** «Достойно благодарить за тех, - говорит [апостол], - кто достоин похвалы, и не так, чтобы иногда благодарить, а иногда нет, но непрестанно благодарить. Если же я увижу, что кто-то иногда хорошо поступает, а иногда согрешает, я благодарю о нем не всегда, но [только] когда он хорошо поступает. Так и о себе». За кого же возблагодарит благодарящий Павел? За своих слушателей, для которых стал, подобно Богу, отцом. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе** **Дарованной** называет Павел благодать от Бога, которая дана во Христе Иисусе, поскольку так установлено Богом, что верующий во Христа будет спасен без труда - одной только верой даром получает он отпущение грехов. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе** В благодарности, какую Ап. воссылает Богу за состояние коринфской Церкви, нет ни лести, ни иронии. Ап. умеет, обличая людей, ценить в тоже время их известные действительные достоинства, а такие достоинства у Коринфян были. - //Благодати//. Это слово обозначает не одни духовные дарования, а вообще все, что дано от Бога людям чрез Христа - оправдание, освящение, силы для новой жизни. Ст. 4-9 **Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего** Прежде чем приступить к обличению недостатков коринфской Церкви, Ап. говорит о том, что есть в этой Церкви хорошего. Он благодарит Бога за благодать вообще и особенно за те благодатные дарования, какие имеют коринфяне, и высказывает уверенность в том, что Христос доведет их благополучно до конца их земного странствования, чтобы они бестрепетно могли предстать страшному суду Христову. [<10>]