[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** **«Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании»** [[new:1kor:01:07|(1Кор.1:7)]]. Здесь представляется важный вопрос: если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они (остаются) плотскими? Если они в начале имели все это, то не тем ли более теперь? Почему же он называет их плотскими? //«Я не мог//, – говорит, – //говорить с вами,... как с духовными, но как с плотскими»// [[new:1kor:03:01|(1Кор.3:1)]]. Что сказать на это? То, что они, в начале уверовав и получив всякие дарования, – о которых ревновали, – впоследствии сделались нерадивыми. Или, если не так, то не ко всем говорится то и другое, но одно к достойным обличения, а другое к достойным похвалы. А что у них еще были дарования, об этом он говорит так: //«у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию»// [[new:1kor:14:26|(1Кор.14:26)]]; и еще: //«пророки пусть говорят двое или трое»// [[new:1kor:14:29|(1Кор.14:29)]]. Можно и иначе объяснить: как мы имеем обыкновение о большей части говорить как о целом, так и он здесь сказал. Кроме того, мне кажется, он намекает и на свои деяния, т. е. на знамения, которые он сам явил у них, о чем он говорит во втором к ним послании: //«признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением...; ибо чего у вас недостает перед прочими церквами»// [[new:2kor:12:12|(2Кор.12:12–13)]]? Таким образом он или, как я сказал, напоминает о своих деяниях, или говорит это к тем, которые еще были достойны похвалы, потому что там было много святых, которые посвятили себя на служение святым и соделались начатком Ахаии, как он говорит в конце послания [[new:1kor:16:15|(1Кор.16:15)]]. С другой стороны, если похвалы и не слишком близки были к истине, то все же они предусмотрительно приводятся для того, чтобы предрасположить их к принятию слова. Кто сейчас же с самого начала говорит строго, тот у немощных заграждает слух для своего слова. Если слушатели равны ему по достоинству, то сердятся; если гораздо ниже его, то скорбят. Чтобы не случилось этого, он и начинает по-видимому похвалою; самая похвала относилась не к ним, а к благодати Божией, так как отпущение грехов и оправдание есть дар свыше. Потому он и распространяется особенно о том, в чем выражается человеколюбие Божие, чтобы лучше исцелить их от недуга. **«Ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа»** [[new:1kor:01:07|(1Кор.1:7)]]. Для чего вы смущаетесь, говорит, для чего беспокоитесь о том, что не предстоит Христос? Он предстоит и уже близок день Его. Смотри, с какой мудростью, отклонив их от всего человеческого, он приводит их в страх, напомнив о страшном суде и показав, что не начало только требуется доброе, но и конец. При дарованиях и при всякой добродетели нужно помнить об этом дне; и нужно много трудов, чтобы дойти до конца. Он называет (этот день) явлением, выражая, что хотя он еще невидим, но он есть, предстоит и теперь, а тогда явится. Потому нужно иметь терпение; для того вы и удостоились чудес, чтобы пребывать твердыми. //**Гомилия 2 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свят. Феофан Затворник ===== **Яко вам не лишитися ни во едином даровании, чающим откровения Господа нашего Иисуса Христа** **Яко** – ωστε, так что. Богато излилась на вас благодать, так что я должен сказать, что вы не лишены ни одного дарования. Что всюду дается, то и вам. Никакая Церковь не имеет чего-либо больше, чем это есть у вас. Но какие дарования разумеет Апостол? – Или те, которыми они были обогащены: «ибо были причастны и пророческой благодати, говорили и разными языками, что яснее показывает Апостол впоследствии» (Феодорит); или те, какие явил Апостол в себе среди их, «то есть знамения, явленные им у них, как он говорит во втором к ним послании: знамения бо Апостолова содеяшася... в вас в знамениих, и чудесех и силах. //Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей// [[new:2kor:12:12|(2 Кор. 12, 12–13)]]?» (святой Златоуст). И то, и другое – все дело благодати, щедроты которой Апостол и выставляет во всем этом небольшом начальном отделении, чтоб потом смелее высказывать им исправительные уроки. Святой Златоуст видит здесь указание и на первый род дарований. Но это родило у него такой важный вопрос: «если они обогащены всяким словом и не имеют недостатка ни в каком даровании, то как они называются плотскими? Если они в начале имели все это, то не тем ли паче теперь? Почему же он называет их плотскими? //Не могох//, говорит, //глаголати вам, яко духовным, но яко плотским// [[new:1kor:03:01|(1 Кор. 3, 1)]]. Что сказать на это? – То, что они, вначале уверовав и получив всякие дарования, впоследствии сделались нерадивыми. Или если не так, то не ко всем говорится то и другое, но одно к достойным обличения, а другое к достойным похвалы. А что у них еще были дарования, об этом он говорит так: //иной псалом имать, откровение имать, язык имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают...// и еще: //пророцы же два или трие да сказуют// [[new:1kor:14:26|(1 Кор. 14, 26]], [[new:1kor:14:29|29)]]. Можно сказать и то, что, как мы обыкновенно о большей части говорим как о целом, так и он здесь сказал. Кроме того, мне кажется, он намекает на свои деяния, то есть на знамения. Таким образом, он, или, как я сказал, напоминает о своих деяниях, или говорит это к тем, которые еще более достойны похвалы. Ибо там было много святых, которые посвятили себя на служение святым и соделались начатком Ахаии, как он говорит в конце послания [[new:1kor:16:15|(1 Кор. 16, 15)]]. С другой стороны, если похвалы и не весьма близки были к истине, но они предусмотрительно приводятся для того, чтобы предрасположить их к принятию слова. Кто с самого начала говорит строго, тот у немощных заграждает слух для своего слова. Если слушатели равны ему по достоинству, то гневаются; если гораздо ниже его, то предаются скорби. Дабы не случилось этого, он и начинает по-видимому похвалою: самая похвала относилась не к ним, а к благодати Божией; ибо отпущение грехов и оправдание есть дар свыше. Посему он и распространяется особенно о том, в чем выражается человеколюбие Божие, дабы лучше исцелить их от недуга». **Чающим откровения Господа нашего Иисуса Христа** **Чающим** – απεκδεχομενους, с сильным, напряженным желанием ожидающим, как бы простертые вперед руки держащим для того, чтобы принять чаемое. **Откровения** – второго пришествия Господа, когда Он открыто всем явится и всеми увиден будет. Он и теперь есть со всеми, как обетовал: //се Аз с вами есмь до скончания века//. Но есть сокровенно, а тогда открыто явится. Тогда же во всем блеске откроется Его могущество, величие и слава, яко Судии всей вселенной; откроется и все величие Его Царства. В какой связи эти слова с предыдущею речью? Впереди сказано: призвал вас Господь, открыл вам волю Свою, снабдил вас всеми дарами; теперь вам от Него нечего ожидать, все имеете. Одного ожидать вам предлежит – второго Его пришествия. Вы его и чаете. И будьте в сем чаянии, делая, конечно, и все то, к чему это вас обязывает, то есть пребывая непоколебимо верными святой воле Его. Выразив так мысль Апостола, мы прямо подходим к тому, что говорится в следующем стихе, где Апостол выражает надежду, что Господь действительно сохранит их таковыми до конца. Следовательно, слова сии стоят здесь, как переход к следующим. Догматы наши кончаются вторым пришествием Господним, воскресением мертвых и жизнию будущего века. В нравственном строе христианина, когда он настоящим образом идет, все внимание тоже упирается на сии последние моменты. В них он стоит и ими поддерживает свою энергию и бодренность. Этому научились коринфяне у Апостола, который всегда почти сводит свои речи к сим последним надеждам христиан, когда выражает свои благожелания. То же делает он и теперь, пиша к коринфянам. Помянул он об этом будто мимоходом, чтоб выразить следующее за сим благожелание, но слова его уже сами собою вызывали целый ряд вразумительных мыслей. Святой Златоуст говорит: «Смотри, с какою мудростию, отклонив их от всего человеческого, он приводит их в страх, напомнив о Страшном суде и показав, что не начало только требуется доброе, но и конец. При дарованиях и при всякой добродетели нужно помнить об этом дне; и нужно много трудов, чтобы дойти до конца. Он называет этот день **откровением**, выражая, что хотя он еще невидим, но он есть, предстоит и теперь, а тогда явится. Посему нужно иметь терпение; для того вы и удостоились чудес, чтобы пребывать твердыми». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании** Если они не имели никакого недостатка в дарованиях, то как называет их далее ([[new:1kor:03:01|гл.3 ст.1]]) плотскими? На это скажем: не все были духовны, и не все плотяны; поэтому все, о чем говорит теперь, говорит к духовным, а дальнейшее говорит к плотским. Или: может быть, в начале они получили всякие дарования, но впоследствии сделались нерадивыми и стали жить по плоти. **Ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** Здесь устрашает их, напоминая о втором пришествии Христовом. Ибо если Христос явится, то как же вы имеете чуждых предстоятелей? Показывает и то, что при дарованиях необходимы и добродетели. Ибо в тот день дарования нисколько не помогут тому, кто не жил добродетельно ([[new:mf:07:21|Мф. 7:21-23]]), Наконец, словом **явления** выражает ту мысль, что Христос и теперь присущ, но сокровенно, а тогда явится. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** Хотя мы не испытываем недостатка в дарах, мы, тем не менее, ожидаем явления Господа нашего Иисуса Христа, Который тогда нас укрепит во всем и представит нас безупречными. Настанет день Господа нашего Иисуса Христа и конец мира, и тогда никакая плоть не станет хвалиться в очах Господа. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Ориген ===== **так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** Праведный не имеет упований в этом веке, но, страдая и подвергаясь опасности, **ожидает явления Господа нашего Иисуса Христа**, то есть [явления], которое открывает Иисус Христос. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** Здесь явствует, что апостол Павел бдительно ожидает грядущего судного дня. Грядет день суда Божия, в который наш Господь откроется и верующим, и неверующим, дабы неверующие познали истинность того, во что верить не хотели, и погибли, а верующие возрадовались, открыв еще больше доброго, нежели сами думали. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа** //Так что//... это выражение зависит от слова //обогатились// [[new:1kor:01:05|(ст. 5-й)]] - //Ни в каком даровании//... Под дарованием(carisma) разумеется здесь (соответственно мысли 5-го стиха) новая духовная сила или способность, какую получал от Духа Святого то тот, то другой христианин. Конечно, Дух Святой в этом случае не вытеснял душу самого человека: Он только возвышал и освящал прирожденные способности души человеческой, давал им возможность полнейшего раскрытия. - //Ожидая//... У Коринфян была склонность воображать себя уже достигшими христианского совершенства [[new:1kor:06:08|(VI:8)]], особенно в отношении к познанию. Ап. здесь дает понять им, что такого совершенного познания в настоящей жизни еще не может быть - нужно подождать им откровения, какое будет дано во время второго пришествия Христа, когда и тайное станет явным (ср. [[new:rim:02:16|Рим II:16]]). См. также Толкование на [[new:1kor:01:04#lopuxin_ap|1 Кор. 1:4]] [<10>]