[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 1:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** Обличение, как я всегда говорил, надобно делать постепенно и мало-по-малу; так Павел здесь и делает. Приступая к предмету, исполненному великих опасностей и могшему поколебать церковь до самого основания, он начинает речь с кротостью. Он умоляет коринфян и умоляет Христом, как бы сам один не мог предложить это наставление и убедить. Что значит: молю Христом? Призываю на помощь Христа и имя Его, оскорбленное и поруганное. Весьма сильно (внушает им), чтобы они не были бесстыдными, так как грех именно делает людей бесстыдными. Так всегда, если вдруг станешь резко обличать кого-нибудь, то он ожесточится и сделается бесстыдным; если же сделаешь внушение, то преклонишь его выю, укротишь его дерзость и заставишь смириться. Это Павел и делает, умоляя именем Христа. О чем же он умоляет? **«Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений»**. Выразительное слово: **разделения**, заключая в себе и обличение, могло сильно тронуть их. У них и части не были здравы, и целое было расторгнуто. Если бы части церкви были здравы, то были бы многие соединения. А если у них были разделения, то не было и целого. Когда целое разделяется на многие части, то не только части не составляют многих (целых), но перестает быть и одно целое. Таково свойство разделений! Сильно тронув их обличением в разделениях, он далее показывает свою кротость и смягчает речь: **«чтобы вы были**, – говорит, – **соединены в одном духе и в одних мыслях»**. После слов: **«чтобы все вы говорили одно»**, не подумайте, говорит, что я разумею согласие только в словах; нет, я желаю согласия в мыслях. А так как можно иметь и одинаковые мысли, но не о всех предметах, то присовокупляет: **«чтобы вы соединены были»**. Кто согласен в одном, но не согласен в другом, тот еще не соединен, не достиг совершенного единомыслия. Бывает и то, что при согласии в мыслях, еще нет согласия в духе, – например, когда мы, имея одну и ту же веру, не соединены между собой любовью. В этом случае мы согласны в мыслях, – думаем ведь одинаково, – но еще не согласны по духу. То же было и в Коринфе, где один держал сторону того, а другой – иного. Потому Павел и говорит, что надобно быть соединными **«в одном духе и в одних мыслях»**. Разделения у них происходили не от различия в вере, но от несогласия в духе, по человеческому тщеславию. Но так как обвиняемый без свидетелей может остаться упорным до бесстыдства, то чтобы они не могли отвергать сказанного, приводит свидетелей. //**Гомилия 3 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Молю же вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли** **Молю же вы, братие**. «Обличение надо делать постепенно и мало-помалу; так Павел здесь и делает. Приступая к предмету, исполненному великих опасностей и могшему поколебать Церковь до самого основания, он начинает речь с кротостию. Так всегда, если вдруг станешь резко обличать кого-нибудь, то он ожесточится и сделается бесстыдным; если же сделаешь (кроткое) внушение, то преклонишь его выю, укротишь его дерзость и заставишь стыдиться. Это Павел и делает, умоляя именем Христа» (святой Златоуст). **Молю именем Господа нашего Иисуса Христа**. Святой Златоуст, усмотрев, что в предыдущих девяти стихах девять раз поминалось драгоценное и сладчайшее имя Господа Иисуса Христа, замечает, «что святой Павел не напрасно и не просто делает это, но частым употреблением этого высокого имени желает низложить их надменность и истребить злой их недуг» (под 8 ст.). Умоляя именем Господа Иисуса, он и любовь к Нему коринфян и сознание долга покорствовать Ему берет в содействователи силе своего слова. Именем Господа, к Которому вы прилепились любовию, пред Которым благоговеете, Которого мановениям готовы следовать, Его именем умоляю. Какое сердце могло противостоять такому убеждению? Вместе же с тем, как ни мягка такая речь, она не могла не напоминать, что хоть Апостол и умоляет, но как умоляет именем Христовым, то этим вместе строго обязывает. Это отеческая, не разблажающая, но отрезвляющая речь! **Да тожде глаголете вси**. Язык говорит то, что в душе и сердце. Объедини мысли и чувства, одна будет и речь. Но речь распространяет разномыслие, и зло разделения расширяется. Это и пресекает во-первых святой Павел, говоря как бы: перестаньте вы разноречить, говорите все в одно слово; иначе увеличится разделение между вами. И потому, может быть, сказал он об этом вначале, что вероятно и все дело состояло более в легкомысленном разноречии, чем в серьезном разделении взаимном. Потому вслед за сим и говорит Апостол: **и да не будут в вас распри** – σχισματα, то есть разделения на партии. Такого распадения нет еще; Апостол только будто опасается его, и говорит как бы: перестаньте вы толковать: «я такого-то, я такого-то», чтоб не произвесть разделения в сердце и не породить партий, не разбить всего общества на части, как раздирают на клочки одежду. Когда одежду раздирают на части, и части никуда негожи, и одежда пропала. То же будет и у вас. И части, на какие разделитесь, не представят ничего здравого, и целое уничтожится. Так святой Златоуст и Феофилакт. **Да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли**.– **Утверждени** – κατηρτισμενοι. Слово это означает слаживание одной части с другою, чтоб изо всех их, вместе слаженных, составилось одно крепкое и прочное целое. Им наводит Апостол на сравнение, что как, например, столяр, слаживая часть с частию, достигает того, что получается нужная и надежная вещь – стол, или еще что; так будьте слажены во всем и вы. Святой Златоуст говорит: «после слов: **да тожде глаголете вси**, не подумайте, говорит Апостол, что я разумею согласие только в словах; нет, я желаю согласия и в мыслях. А так как можно иметь и одинаковые мысли, но не о всех предметах, то присовокупляет: **да будете же утверждени** (κατηρτισμενοι – слажены во всем). Ибо кто согласен в одном, но не согласен в другом, тот еще не утвержден (не слажен), не достиг совершенного единомыслия». Различие в словах: **в томже разумении** – νοι **и в той же мысли** γνωμη, блаженный Феодорит объясняет так: «Не за разность догматов укоряет их, но за споры и соперничество о предстоятелях: смысл проповеди, говорит Апостол, один (сие и выражает словами: **в томже разумении**), но расположение уже не одно (сие и означает словами: **в тойже мысли**). Посему умоляет их, одно содержа в мысли и одинаково разумея, не делать раздора и не препираться напрасно о настоятелях». Святой Златоуст определеннее сказывает, что есть – γνωμη. «Бывает и то, что при согласии в мыслях еще нет согласия в духе, например, когда мы, имея одну и ту же веру, не соединены между собою любовию. В этом случае мы согласны в мыслях, ибо думаем одинаково; но еще несогласны по духу – γνωμη. То же было и в Коринфе, где один держал сторону того, а другой другого. Посему Павел и говорит, что надобно быть **утвержденными** (слаженными) **в томже разумении и в тойже мысли**. Ибо распри у них происходили не от различия в вере, но от несогласия в духе, по человеческому тщеславию». Таким образом, можем положить, что **в томже разумении** означает – в единомыслии; а **в тойже мысли** – в единодушии: да будет у вас один ум и одна душа, одно сердце; то же что: тщитесь **блюсти единение духа в союзе мира** [[new:ef:04:03|(Еф. 4, 3)]]. Этим очень определительно выясняется, в чем был разлад. В одном легкомысленном любопрении: этот учитель лучше; нет, вот этот. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** **Умоляю вас, братья, чтобы одно и тоже говорили (слово имели) вы все и не было у вас разделений**, но будьте все** в одном и том же разуме и в одном и том же мнении**, - вместо того, чтобы, как теперь, иметь разные мысли. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа** Намереваясь говорить с ними строже, предварительно объявляет, что он умоляет их Христом. Я, говорит, не могу просить вас один, но беру себе в помощь имя Господа, от имени Которого вы называетесь христианами и которое вы оскорбили, пожелав называться именами людей. Пусть это приведет вас в стыд! **Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений** О чем я умоляю вас? О том, чтобы все вы были согласны и не разделились. Ибо что разделяется, то хотя, казалось бы, вместо одного становится многим, но на самом деле не делается многим (ибо что пользы в теле, рассеченном на многие части?): в нем единство пропало. Итак, весьма выразительно назвал **разделениями** то, что происходило между ними; этим словом ясно показывает, сколь бедственно было их состояние. **Но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** Выше сказал: **чтобы все вы говорили одно**. Посему, чтобы не подумали, будто согласие состоит только в словах, прибавляет: **в одном духе**, то есть умоляю, чтобы вы согласны были и в мыслях. Но многие об одном предмете думают одинаково, а о другом различно; поэтому присовокупил: **соединены в одном духе**. Далее, многие бывают согласны в образе мыслей, но расходятся в расположении воли (так, когда мы имеем одну и ту же веру, но не соединены между собой любовью: то, хотя мыслим и одинаково, но расходимся в расположении воли). Поэтому, сказав: **в одном духе**, прибавил: **и в одних мыслях**, то есть чтобы они не разногласили ни относительно веры, ни относительно расположения воли. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** Апостол прекрасно добавил к своему прошению **имя Господа**, потому что Его-то они и отвергли. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** Не пребывает в **разделении** тот, кто во всем согласен с верным разумением и церковным учением об Отце, Сыне и Святом Духе, а также о домостроительстве нашего спасения, воскресении и суде, кто следует церковным правилам. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** Ко всей Церкви так говорится, чтобы те, кто впал в разногласия, вернулись к ранее принятой вере, которую Павел нашел достохвальной в тех, которые в ней устояли. И да не будет среди вас расколов, и будьте совершенны **в одном духе и в одном знании**. Апостол хочет от них совершенной жизни и согласия в одном духе, который им передал. Примеру восхваляемых им выше он призывает следовать, и так мыслить, и защищать учение. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа**. Умоляет Св. Павел Коринфян не своим именем, хотя он, как Апостол, как первый просветивший их Евангельским учением, имел право ожидать от них внимания и послушания к своему наставлению: Апостол не хотел пользоваться сим правом, чтобы не обращать внимания на себя; он обращает все их внимание на Того, пред кем все равно должны благоговеть, как Апостолы, так и их ученики; поэтому умоляет именем Господа Иисуса Христа. Павел умоляет Коринфян святейшим именем Господа Иисуса, за всех людей пострадавшего и умершего на кресте, именем Господа Иисуса, который, пребывая на земле, молил Бога Отца: //Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне, да будут едино, якоже и Мы// [[new:in:17:11|(Ин. 17:11)]]. //Да вси едино будут; якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут: дай мир веру иметь, яко Ты Мя послал ecu// [[new:in:17:21|(ст. 21)]]. Умоляя именем Господа Иисуса Христа, он самым этим именем напоминает коринфским христианам о том, Него желает от них Христос Спаситель, к чему призывает их, к чему они обязались, уверовав в Иисуса Христа и крестившись по Его заповеди. **Умоляю вас, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений**. Что это значит: «чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений»? Не то значит это, чтобы всякие их мнения и разговоры во всем были согласны между собою, а то, чтобы они в главном не разногласили; чтобы все согласно веровали в Иисуса Христа, и все взаимно соединялись в этой вере, ничего не почитая для себя выше того, как именоваться и быть учениками Христовыми или христианами и содержать Евангельское учение так, как предали нам это учение избранные ученики Христовы. Когда бы все согласны были в этом главном; тогда не было бы разделений. Согласие в главном, или в главных основаниях веры, не допустит разделения между членами общества из-за частных мнений о том, что не главное. **Но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях**. Умоляет Павел, чтобы соединены были **в одном духе** или **в одном уме** (έν τϖ αύτϖ νοί) и **в одних мыслях** (ϰαί έν τή αΰτή γνώμη) Этот **ум** есть //ум Христов//, о котором Павел ниже говорит: //Мы же ум Христов имамы// [[new:1kor:02:16|(1 Кор. 2:16)]]. Ум Христов – это истинное разумение учения Христова. Согласно верующие в Иисуса Христа и содержащие верою учение Его имеют один ум Христов; они согласно между собою понимают учение Его; они имеют и одни мысли, потому что согласно между собою и к назиданию других размышляют и говорят об истинах Евангельского учения. Согласие или единение в главном соединяет верующих во Христа в размышлениях и о других истинах или предметах; несогласия же их о других неглавных истинах не произведут между ними несогласия и разделений: потому что они соединяются в главном – в вере во Христа, в любви ко Христу, в уповании на Христа, Спасителя и Бога всего мира. Это значат слова Апостола: **умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе** //(уме)// **и в одних мыслях**. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях** //Братия//. Так называет читателей апостол потому, что не все они были обращены им в христианство и потому не могли быть названы //чадами// его, как называл апостол, напр., галатян [[new:gal:04:19|(Гал IV:19)]]. - //Именем Господа//..., т. е. в силу тех познаний, какие имеют они о лице и деятельности (имя - όνομα) Господа И. Христа. - //Чтобы вы все говорили одно//, т. е. чтобы не говорили того, что перечисляет Ап. в ст. [[new:1kor:01:12|12-м]] - не делились на партии, а представляли собою единое церковное общество. - //И не было между вами разделений//. Мысль, выраженная только что в положительной форме, теперь повторяется в форме отрицательной. - //Соединены//. Поставленное здесь в греческом тексте слово (καταρτίζειν) значит: собирать, складывать (напр. различные части машины), приготовлять работника к работе [[new:ef:04:12|(Еф IV. 12)]], упорядочивать приведенное в беспорядок. По отношению к Коринфской Церкви это слово, несомненно, имеет последнее из указанных значений но может быть понимаемо и в смысле соединения всех разрозненных частей церковного организма в одно целое, т. е. в первом значении. Каким образом может быть осуществлено это соединение - на это дается указание в следующих выражениях: //в одном духе// и //в одних мыслях.// Под //духом//(νους) лучше понимать (ср. [[new:1kor:02:16|II:16]]) христианское мировоззрение вообще, понимание Евангелия в его целом, а под //мыслями// (γνώμη) - мнения, взгляды по отдельным пунктам христианства (ср. [[new:1kor:07:25|VII:25]]). Апостол таким образом высказывает пожелание, чтобы между Коринфянами господствовало единомыслие как вообще в понимании христианской истины, так и в способе решения отдельных вопросов, выдвигаемых потребностями христианской жизни. Ст. 10-17 **Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова** От похвалы Ап. переходит к порицанию. До него дошли слухи о разделении Коринфян на партии: Павловых, Аполлосовых, Кифиных и Христовых, и он высказывает свое осуждение этой партийности. Прежде же всего он обращается к тем, которые составили особую партию, носившую его имя, и говорит, что он вовсе не подавал к этому никакого повода. [<10>]