[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 1:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное** См. Толкование на [[new:1kor:01:26#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 1:26]] ---- Сказал не просто: "немудрое", но: **"немудрое мира"**; а конечно, безумное мира не есть безумное и пред Богом, напротив, многие из кажущихся здесь (в мире) безумными пред Богом умнее всех других, точно так, как и многие из живущих здесь в бедности пред Богом богаче всех. Так и Лазарь в мире был беднее всех, а на небе стал всех богаче. Итак, безумными мира (Павел) называет тех, которые не имеют изощренного языка, не обладают свет­скою ученостью, лишены красноречия. И этих-то людей **"избрал"**, говорит, **"Бог, чтобы посрамить мудрых"**. Как же, скажи мне, эти посрамляются чрез тех? На деле. Когда вдову, сидящую у ворот и просящую милостыни, а часто и увечную, спросишь о бессмертии души, о воскресении тел, о промысле Божием, о наградах по заслугам, о тамошнем отчете, о страшном су­дилище, об уготованном добродетельным блаженстве, об угрожающих грешникам наказаниях, и обо всем прочем, и она ответит с точностью и полною уверенностью; а философ и тот, кто много хвастает прическою волос и тростью, после многих и долгих курсов учения, после многих и напряжен­ных занятий, не может и заикнуться, не смеет и рта раскрыть об этих предметах: тогда хорошо узнаешь, как **"Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых"**. Чего эти мудрые по гордости и высокомерию не могли найти, – потому что уклонились от уче­ния Духа, и совершенно предались своим умствованиям, – то са­мые бедные и презренные люди, лишенные всякого мирского образования, узнали с совершенною точностью, – потому что дове­рились небесному наставлению. Но (апостол) не останавливается на этом в осуждении мирской мудрости; нет, он прибавляет еще другое, сильнейшее осуждение, говоря: //"мудрость мира сего есть безумие пред Богом"// [[new:1kor:03:19|(1Кор.3:19)]], и, преподавая слушателям наставление, опять с совершенным презрением (к земной муд­рости) и с силою говорил им: //"если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым"// [[new:1kor:03:18|(ст.18)]], и опять: //"погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну"// [[new:1kor:01:19|(1Кор.1:19)]], и опять: //"Господь знает умствования мудрецов, что они суетны"// [[new:1kor:03:20|(3:20)]]. **//Беседа, содержащая порицание не бывших в церкви.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 27-28 **Но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит; и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая; и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит** **Буяя мира** – люди необразованные, невежды не в слове только, но и в познаниях; **немощная мира** – бедные, никакого веса в обществе и власти не имеющие; **худородная мира и уничиженная** – люди простого звания, низкого происхождения; **не сущая**, которых все за ничто почитают. Противоположные им люди – **премудрые**, не образованные только, но паче высящиеся своим образованием и знанием; крепкие – сильные властию и весом, и богатством в обществе, и на них опирающиеся, и прочность состояния своего в них полагающие; **сущие** – которые одни будто и есть в обществе, а тех нет, знатные и по рождению, и по чести. Бог избрал, говорит, первых, чтобы **посрамить и упразднить** последних. Но как? Если бы Бог, избрав первых, оставил их, как они есть, то чрез это никакого бы посрамления не было последним. Но Он, оставляя первых по внешности, как и были, исполнил их совершенствами в духе, такими высокими и так резко выдававшимися, что последние не могли их не заметить и не могли не сознать, что эти совершенства несравненно выше тех, какие они имеют. Сознать, что те, которых они ни во что вменяли, стали несравненно выше их,– вот в чем посрамление. Входя в соприкосновение с ними, благородные видели в уничиженных высокое благородство нрава, чувств и расположений, которых сами не имели и которых не давало им рождение по плоти; крепкие видели в немощных власть над собою, не нарушаемую никакими страстями, и спокойствие духа, не колеблемое никаким стечением неблагоприятных внешних обстоятельств, видели власть и спокойствие, которых были чужды сами и которых не давала им их внешняя власть; премудрые видели в буиих светлость понятий о всем, и о Боге, и о мире, и паче о человеке, зачем он на земле, что его ожидает за гробом и как сделать, чтобы перейти туда не на муки, а на блаженство,– видели понятия, пред которыми их собственные, с таким трудом добытые,– ничто и по скудости, и по недалекости, и по темноте и неопределенности. Увидев все это, лица видные по плоти не могли не чувствовать себя посрамленными. Опыты показали многократно, что, восчувствовав себя посрамленными, они бросали все, что считали ценным, обращались к вере и вступали смиренно в общество тех, которых прежде вменяли ни во что. Так Бог устроил потому, что нельзя было иначе отвлечь умы от плотского и видимого, как представив пред очи их так разительно преимущества совершенств духовных, при внешней невидности и обнажении от преимуществ плоти. «Апостол буиим, немощным и худородным назвал по мнению человеческому; ибо истинное буйство (безумие) не неопытность в слове, но неимение веры; и немощность и худородство – не нищета, но нечестие и порочность нравов. Бог же всяческих неучеными победил ученых, нищими – богатых, и рыбарями уловил вселенную» (Феодорит). «Великая победа – побеждать посредством немудрых. Ибо язычники не столько посрамляются тогда, когда побеждаются мудрецами, сколько тогда, когда видят, что люди, работающие собственными руками и принадлежащие к простому народу, любомудрствуют лучше их. Посему Павел и сказал: **да премудрыя посрамит**. И не только с этим, но то же сделал Бог и с другими преимуществами житейскими. **И немощная мира избра, да посрамит крепкая**, не только неученых, но и бедных, презираемых и незнатных Он призвал, чтобы посрамить сильных. **И худородная мира, уничиженная и не сущая, да сущая упразднит**. Что здесь называется **не сущая**? – Те, которых за ничто считают. Так Он явил великую силу, низлагая великих чрез тех, которые казались ничем, как Он и в другом месте говорит: //сила Моя в немощи совершается// [[new:2kor:12:09|(2 Кор.12, 9)]]. Ибо нужна великая сила, чтобы людей, уничиженнейших и никогда не занимавшихся никаким учением, вдруг научить любомудрствовать о том, что выше неба. Врачу и ритору и всем другим мы удивляемся особенно тогда, когда они успешно убеждают и научают невежд. Если же великое дело – внушить невежде учение о каком-нибудь искусстве, то тем более такую мудрость. Впрочем Бог сделал это не только для удивления или для показания Своей силы, но и для того, чтобы смирить превозносящихся. Посему Апостол, как выше сказал: **да премудрыя посрамит, да сущия упразднит**, так и здесь говорит» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное** **Но избрал** неученых, **дабы** посредством их **посрамить мудрецов**, преисполненных заблуждениями, - **и безсильных избрал, чтобы** чрез них** посрамить сильных**, попранных похотями. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное** В самом деле, для эллинов величайший стыд видеть, что площадной ремесленник превосходит их любомудрием, и слабый и презираемый унижает сильных и богатых. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное** Немудрое мира есть рождение Христа от Девы Марии и распятие Бога Сына. Мудрый от мира сего находит безумным то, во что другие верят. Недвусмысленно преобладание суждения многих верующих над суждениями немногих неверующих мудрецов. И немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. Сходным образом посрамлены немногие, а именно те, кто считает себя сильными и добродетельными от века сего, утерявшие надежду, которую питает большинство и которой, к своему позору, не имеют мудрецы мира. Ведь для сильных века сего, видящих так называемое немощное Христа, попирающего демонов и совершающего чудеса, страдания Христа и несправедливость в отношении Спасителя представляются немощью, так как не понимает мир того, что они-то и стали источником силы и славы через Христа, Который допустил и принял на Себя страдания, дабы победить смерть. Несправедливость претерпеть и мочь оказать сопротивление и не желать того служит ко славе терпящего и к осуждению убийцы. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-29 **но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,- для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом** Из древних надписей в римских катакомбах видно, что и в Риме большинство христиан принадлежало к низшему или среднему классу общества (пекаря, садовники, хозяева таверн, отпущенники, иногда адвокаты). У Минуция Феликса христиане обозначаются как indocti, impoliti, rodes, agrestes [[new:1kor:07:12|(VII:12)]]. Это обстоятельство, какое имело место и в Коринфе, представляет собою самое разительное свидетельство того, что христианство победило мир без всякой внешней помощи, а своею внутреннею силою. Целью у Бога было при этом - смирить человеческую гордость, которая мешала человеку обратиться за помощью к Богу, сознавши прежде свою немощь (ср. [[new:rim:03:27|Рим III:27]]). См. также Толкование на [[new:1kor:01:18#lopuxin_ap|1 Кор. 1:18]] [<10>]