[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 2:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией** **«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости»** [[new:1kor:02:04|(1Кор.2:4)]], т. е. чуждо внешней мудрости. Если же проповедь не имела в себе ничего софистического, и призываемые были люди простые, и проповедующий таков же, и кроме того были гонение, страх и трепет, то, скажи мне, каким образом одержана победа? Божественной силой. Потому, сказав: **«слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости»**, присовокупляет: **«но в явлении Духа и силы»**. Видишь ли, как //«немудрое Божие премудрее и немощное Божие сильнее человеков»// [[new:1kor:01:25|(1Кор.1:25)]]? Простые проповедники, будучи стесняемы и гонимы, победили гонителей. Почему? Не потому ли, что они внушали веру Духом? Это и значит явление (Духа). Кто, скажи мне, не уверует, видя воскресение мертвых и изгнание бесов? Но так как есть ложные силы, каковы волшебные, то апостол устраняет и эту мысль; не просто говорит: силы, но наперед – Духа, а потом – силы; этим выражает, что все сделанное совершено Духом. Таким образом для проповеди служит не унижением то, что она возвещается без помощи мудрости, но напротив величайшим украшением. Это особенно и доказывает, что она божественна и имеет высшее небесное происхождение. Потому он и присовокупляет: **«чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией»** [[new:1kor:02:05|(1Кор.2:5)]]. Видишь ли, как ясно он представляет великую пользу простоты и великий вред мудрости? Последняя унижала крест, а первая возвещала силу Божию; последняя производила то, что люди не познавали должного и хвалились самими собой, а первая располагала принять истину и хвалиться Богом; мудрость внушала многим считать учение (апостольское) человеческим, а простота ясно выражала, что оно божественно и низошло с неба. Когда доказательство составляется из мудрых слов, тогда часто и недостойные, будучи сильнее в слове, одерживают верх над достойнейшими, и ложь заступает место истины. Здесь же не так: Святый Дух не входит в нечистую душу, а вошедши не может быть побежден, хотя бы против него восстала вся сила красноречия, так как доказательство посредством дел и знамений гораздо яснее доказательства посредством слов. //**Гомилия 6 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы** Что он разумеет? Слово его и проповедь таковы были у них, или вообще таковы? – Говорит, что таковы были у них, ибо вслед за сим говорит: //да вера ваша//. В **препретельных** – πειθοις – убедительных, убеждающих. Хочет сказать, что слово его не было приправлено оборотами и приемами, какие обычно употребляет человеческая мудрость, чтобы убедить кого и склонить на свою сторону. Таких приемов, говорит, я не употреблял, а говорил просто. Об этом он и выше уже сказал; теперь снова повторяет лишь за тем, чтобы указать за сим, чем же убеждались слышавшие, как склонялись на слово и веровали. Сила проповеди моей, говорит Апостол на это, состояла **в явлении Духа и силы**. Что значит это? – Не что другое, как то, что проповедь моя сопровождалась знамениями и убеждала, как и Евангелист Марк говорит, что когда Апостолы пошли проповедовать, то им всюду //споспешествовал и слово их утверждал Господь последствующими знамениями// [[new:mk:16:20|(Мк. 16, 20)]]. Что у других всех было, то было и у святого Павла. Нет сомнения, что благодать Духа действовала и чрез слово Павла на души, и располагала их к вере: таково всегда бывает помазанное слово. Но одним этим утверждения веры объяснить нельзя; ибо переворот, производимый ею, был крайне велик, и чтобы кто решился на него, надо произвесть на него разительное впечатление, потрясающее, в котором было бы вместе свидетельство, что учение предлагаемое идет свыше, что Бог послал его и требует повиновения. Как обращен Апостол Павел сам, так потом дал ему Господь обращать и все народы. Везде проповедь его сопровождалась знамениями – сими явлениями Духа и силы, которые и запечатлевали окончательно убеждение и веру. Так разумеют это все наши толковники. Феодорит пишет: «Свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа». Святой Златоуст говорит пространнее: «Если проповедь не имела в себе ничего софистического, и призываемые были люди простые, и проповедующие таковы же, и, кроме того, были гонения, страх и трепет, то скажи мне, каким образом они одержали победу? – Божественною силою. Посему Павел и присовокупил: **но в явлении Духа и силы**. Проповедники простые, стесняемые и гонимые победили гонителей. Почему? – Потому что проповедь их сопровождалась явлениями силы Духа. Ибо, скажи мне, кто не уверует, видя воскресение мертвых и изгнание бесов? Это собственно и доказывало, что она Божественна и имеет высшее, небесное происхождение». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы** **И речь моя и проповедь моя не в обольстительных мудрости словах**, но в делах **духа и силы**, то есть в делах (доказательствах) из Писаний Духа и в силе чудес. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы** Проповедь моя, говорит, не была убрана внешней убедительностью и красноречием, но состояла **в явлении духа**, то есть доказательством имела Самого Духа Святого. Это значит или то, что апостол, чрез благодатное служение Слову, внушал веру своим слушателям необыкновенным каким-нибудь образом, или то, что он творил знамения и чудеса; ибо прибавляет: **и силы**, то есть знамений. В самом деле, видеть мертвых воскресающими было сильным доказательством истины веры. Но так как и демоны производят знамения чрез наваждение, то апостол присовокупил слово **силы**, сказав наперед **Духа**, показывая сим, что его знамения зависели от Святого Духа. Впрочем, слово **силы** можно понимать и иначе, ибо, сказав пришел не в **мудрости**, но в **немощи**, слова в явлении духа относит к мудрости, а слово **силы** противополагает немощи, как бы так говоря: хотя я терпел гонения и сечен был бичами, но оказался еще сильнее, а это служит величайшим доказательством для слова. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы** Ведь если бы Библия побеждала людей обычными у них способами доказательств, то было бы справедливо полагать нашу веру в **человеческой мудрости**, а не в силе Божией. Теперь же для всякого, кто не закрывает глаз, видно, что **слово и проповедь** действуют на множество **людей не убедительными словами мудрости, но явлением духа и силы**. //**О началах.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией** Тем не менее слово его, т. е. Евангелие, которое составляло содержание его проповеди, и //проповедь//, т. е. его речи о Христе (со внешней стороны) оставались чуждыми влияниям человеческой мудрости. - //Не в убедительных словах человеческой мудрости//. Ап. полагал силу своей проповеди не в том, чтобы придать ей внешний вид строго разработанной ораторской системы. - //Но в явлении духа и силы//. Под явлением (αποδείξει) следует разуметь ту ясность, какая получается в уме слушателя проповеди апостола (ср. [[new:1kor:14:24|XIV:24-25]]). Апостол, проповедуя коринфянам, старался только о том, чтобы для них стало вполне ясно то, что составляло сущность Евангелия. - //Духа и силы. Духа// - это родительный [падеж - прим. ред.] причины. Только от Божественного Духа получается такое вполне ясное сознание в слушателях проповеди апостольской (ср. [[new:ef:01:17|Еф I:17, 18]]). //Силы// - это родительный, обозначающий способ действия Духа. Дух действует в этом случае сильно; внутренняя сила истины, возвещаемой при помощи Духа Св. увлекает ум, волю и сердце человека к послушанию этой истине. - Едва ли апостол здесь мог иметь в виду чудеса, какие он творил и в Коринфе (мнение //Иоанна Златоуста)//, потому что в I гл. он сам отнесся с осуждением к иудеям, которые искали опоры для своей веры во Христа только в чудесных знамениях (ст. [[new:1kor:01:22|22]]). См. также Толкование на [[new:1kor:02:01#lopuxin_ap|1 Кор. 2:1]] [<10>]