[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** См. Толкование на [[new:1kor:03:07#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:7]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** **Соработники у Бога** - это те, кто, видя, как яд гордости проникает в сердце брата, тут же, не медля, пытаются спасти его целительным смирением. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте** Показывает причину, почему труд ценится. Потому что мы сотрудники Божии. Ему угодно было избрать нас в орудия соделания спасения вашего и других; Он и ценил труд наш, ибо чрез него исполняется Его отеческое хотение спасать. «Мы, учащие, говорит, есмы сотрудники Божии, содействующие намерению Его, спасти всех хотящего; но не мы содеватели или дарователи самого спасения. Ни презирать нас не следует, яко сотрудников Божиих, ни нам возноситься: ибо все Божие» (Феофилакт). Мы, соработники Богу, а вы – Божие тяжание – γεωργιον,– Божия нива, но не праздно стоящая, а возделываемая, вы – земледелище. Божия нива есть и Богу принадлежащая, и Богом возделываемая.– К этому сравнению, прежде начатому, прилагает новое – со зданием. Вы Божие здание,– οικοδομη,– не конченное и праздно стоящее, но здание, в процессе созидания, вы – созидаемое Богом здание.– Отсюда следует: итак, вы должны все свое к Богу относить, и Божиими себя считать, а не Павловыми или Аполлосовыми. «Если вы – Божия нива, то вам следует носить имя не возделывающих, но Божие, ибо нива называется именем не земледельца, а господина ее. **Божие здание есте**. Также и здание принадлежит не строителю, а господину... Если вы – здание, то вам не должно распадаться на части; иначе не будет здания. Если вы – нива, то вам не должно разделяться, но ограждаться одним оплотом единомыслия» (святой Златоуст). Это разъяснение значения святых Апостолов должно было отрезвить и заправлявших толками, и тех, кои увлекались ими. Они, верно, представляли себе Апостолов философами, которые сами изобретали свою философию и свое имя давали и философии, и последователям; Апостол показал, что такое понятие неприложимо к ним, и тем разорил основу, на которой утверждались толки. Это похоже на прежнее: //Еда Павел распятся по вас?// //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** **Божии, ведь, (ибо) мы сотрудники** и все мы к одному стремимся - угодить чрез вас Богу. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо мы соработники у Бога** Мы учители - соработники Божии, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами; ибо все Божие. **А вы Божия нива, Божие строение** Сказав выше: **я насадил**, продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание: то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собой, а не в разделении. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** **Богу есмы поспешницы**, пишет Апостол; **Божие тяжание, Божие здание есте**. «Мы – соработники у Бога; а вы – Божия нива, Божие строение». И Апостолы, и другие проповедники Евангелия – соработники у Бога, или делают вместе одно дело Божие. Это дело – попечение о спасении душ. Это дело Апостол раскрывает под образом Божией нивы или Божиего строения, говоря: «А вы – Божия нива, Божие строение». Проповедники Евангельского учения уподобляются работникам на ниве, на которой они сеют слово Божие; а поучаемые, как нива, принимают семена слова Божия. Нива называется **Божиею**, потому что она принадлежит Богу, и по Его всеблагому попечению производится возделывание нивы; на ней сеются семена слова Божия, и соработники – сеющие, также сеют по воле Божией, призванные к сему делу Духом Божиим. Выше Апостол раскрыл это так: //Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог – возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду// [[new:1kor:03:05|(1 Кор. 3:5–8)]]. **Божие здание есте**. «Божие строение». Другое подобие. Проповедники слова Божия сравниваются с работниками при каком-нибудь строении; а слушающие проповедь Евангельскую уподобляются зданию или строению. Называются они Божиим строением потому же, почему называются и Божиею нивою. Этот образ ясно раскрывается в словах того же Апостола в послании к Ефесянам: //Вы уже не чужие и не пришельцы, пишет Апостол, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устраиваетесь в жилище Божие Духом// [[new:ef:02:19|(Ефес. 2:19-22)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение** Три раза упоминает здесь Ап. имя Божие. Этим он хочет показать, что Бог один только может быть судией работников. - **Соработники у Бога** - правильнее: соработники Бога, т. е. трудимся с Богом в одном деле (ср. [[new:1kor:03:06|ст. 6-й]]). - **Нива** представляется у апостола еще возделываемою, а **строение** - еще продолжающимся. См. также Толкование на [[new:1kor:03:05#lopuxin_ap|1 Кор. 3:5]] [<10>]