[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** См. Толкование на [[new:1kor:03:10#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:10]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос** Как мудрый архитектор кладет самое лучшее основание, которого заменить лучшим нельзя, так я положил в вас такое основание, которого другого и быть не может. Единственное основание духовного здания Церкви и душ верующих есть то, которое я положил, то есть Иисус Христос. Это то же, что: //несть иного имене под небесем, о немже подобает нам спастися//. Или что выше: //не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа и сего распята//. Все таинство веры в этом. Коротко можно описать его так: Бог, в Троице поклоняемый, спасает нас в Господе Иисусе Христе, Сыне Божием единородном, воплотившемся и умершем на кресте; верующие в это, чрез крещение вводятся в общение сей крестной смерти и, получая всепрощение, сподобляются начатков обновления духа, в который потом вселившись, Дух Божий ведет обновляемого чрез труды доброделания и чрез подвиги самоотвержения и самоумерщвления, и чрез благодушное терпение всего находящего, к совершенному обновлению, чтобы совершенно чистым и безукоризненным предстать он мог пред лице Господа в день второго пришествия Его. Основание спасения посему, в таинственном сочетании с распеньшимся Господом и затем в устроении такой жизни, которая вся была бы спострадание Господу. Чрез это святой Апостол сказал вожакам: вот куда надобно направлять ум всех, к чему возбуждать желания и начинания; и всем вот о чем заботиться вам должно, как бы пребыть в сочетании с Господом Распятым, чрез сораспятие с Ним – распятием страстей и похотей, и несением креста своего. «Будем строить, учит святой Златоуст, на этом основании и держаться на нем, как ветвь на лозе виноградной, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом; ибо если отделимся от Него, то немедленно погибнем. Ветвь втягивает в себя сок потому, что соединена с лозою, и здание стоит потому, что связано (с основанием и с собою); а что отрывается, то погибает, потому что ни на чем не держится. Посему будем не просто держаться Христа, но прилепляться к Нему: ибо, если отделимся, погибнем. //Удаляющии себе от Тебе, погибнут//, говорит Писание [[old:ps:072:27|(Пс. 72, 27)]]. Будем же прилепляться к Нему, и прилепляться делами; ибо //соблюдаяй//, говорит, //заповеди Моя, той во Мне пребывает// [[new:in:14:20|(Ин. 14, 20–21)]]. Он (Апостол) внушает единение с Ним многими сравнениями. Смотри: Он глава, мы тело; между главою и телом может ли быть какое расстояние? Он основание, мы здание; Он лоза, мы ветви; Он жених, мы невесты; Он пастырь, мы овцы; Он путь, мы идущие; мы храм, Он обитатель; Он первенец, мы братия; Он наследник, мы сонаследники; Он жизнь, мы живущие; Он воскресение, мы воскресающие; Он свет, мы просвещаемые. Все это означает единение и не допускает никакого разделения, даже малейшего. Ибо кто отделился немного, тот потом отделится и много. Так тело, получив хотя малую рану от меча, портится; здание, разщелившись хотя немного, разрушается; и ветвь, отломившись от корня хотя немного, делается негодною. Таким образом, это малое есть уже не малое, но все почти. Посему, когда мы погрешим в чем-либо таком, или почувствуем леность, не будем презирать этого малого, потому что, будучи оставлено в небрежении, оно скоро сделается великим. Так, одежда, если начинает раздираться и будет оставлена в небрежении, вся раздирается, и кровля, если обнажится от нескольких черепиц и будет оставлена в небрежении, разрушится весь дом». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Марк Эфесский ===== Ст. 11-15 **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня** Кажется, что больше всего иного вводит понятие очистительного огня, на самом деле больше всего иного опровергает его. Ибо, во-первых, божественный Апостол назвал его не очистительным, а испытательным; затем он возвестил, что через него должны пройти также и добрые и честные дела, а таковые, ясно, что не нуждаются ни в каком очищении; затем он говорит, что те, которые приносят злые дела, после того, как эти дела сгорят, **потерпят урон**: между тем как очищаемые вдобавок к тому, что не терпят урона, еще больше приобретают; затем он говорит, что это должно быть в "**тот день**", именно - в день Суда и будущего века, а предполагать существование очистительного огня после того страшного Пришествия Судии и конечного приговора, разве это - не совершеннейшая нелепость? Ибо Писание не передает нам ничего такого, но Сам Тот, Кто будет судить нас, говорит: "//И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную//" [[new:mf:25:46|(Мф. 25, 46)]], и еще: "//Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения//" [[new:in:05:29|(Ин. 5, 29)]]. Так что отнюдь не остается какого-нибудь промежуточного места; но после того, как всех судимых разделил на две части, одних поставив одесную, других же - ошуюю, и первых назвав "//овцами//", вторых же - "//козлищами//". Он отнюдь не явил, что есть такие, которым долженствует очиститься тем (очистительным) огнем. Кажется, что тот огонь, о котором говорит Апостол, это - тот, о котором говорит пророк Давид: "//Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря//" [[old:ps:049:03|(Пс. 49, 3)]]; и еще "//Огнь пред Ним прейдет, и попалит окрест враги Его//" [[old:ps:096:03|(Пс. 96, 3)]]. Еще и Даниил пророк говорит о сем огне: "//Огненная река выходила и проходила пред Ним//" [[old:dan:07:10|(Дан. 7, 10)]]. Так как святые не приносят с собою никакого злого дела или злого признака, этот огонь явит их еще более светлыми, как золото в печи испытанных, или как камень амиант, который, как говорят, будучи положенным в огонь, кажется обуглившимся, вынутый же из огня становится еще чище, как бы вымытый водой; как были тела святых Трех Отроков в пещи Вавилонской. Грешников же, приносящих с собою зло, охватив, как удобный материал для этого, огня, он немедленно зажжет, и "**дело**" их, то есть злое расположение или действование (энергию), сожжет и до конца уничтожит, и лишит их того, что они принесли с собою, то есть лишит их злого груза, однако самих их "**спасет**", то есть на веки будет сохранять и соблюдать, дабы они не подверглись уничтожению вместе со своим злом. Такое толкование этого изречения Апостола считает должным сделать и божественный Отец Златоуст (который именуется нами "Уста Павловы", как тот - "Уста Христовы"), разъясняя Послание; причем Павел говорит чрез Златоуста, как это было явлено благодаря видению Прокла, ученика и приемника престола его. Он посвятил особый трактат этому одному изречению, дабы оригеняне не приводили эти апостольские слова в подтверждение образа своего мышления (которые, кажется, более подходят им, чем вам), и не причиняли зло Церкви, вводя конец адского мучения и конечное восстановление (апокатастасис) грешников. Ибо выражение, что грешник "**спасается якоже огнем**" означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со своими злыми делами и душевным злым устроением. Об этом говорит и Василий Великий в "Моралиях", толкуя изречение псалма, "//Глас Господа пресецающаго пламень огня//" [[old:ps:028:07|(Пс. 28, 7)]]: "Огонь, уготованный для мучения диаволу и ангелам его, рассекается гласом Господа, дабы, за сим в нем было две силы: одна - попаляющая, а другая -просвещающая; мучающая и карательная сила того огня сохранена для достойных мучения; а просвещающая и осиявающая предназначена для осияния ликующих. Итак, для того - глас Господа, разсечающего и разделяющего пламень огня, чтобы мрачная часть была огнем мучения, а неопаляющая пребывала светом наслаждения". Итак, как видится, это рассечение и разделение огня будет тогда, когда всем равно проходящим через него светлые и сияющие дела явятся еще более светлыми, и принесшие их станут наследниками света и воспримут оную вечную награду, а принесшие дурные и удобосгораемые, наказуемые лишением их, вечно пребывая в огне, наследуют спасение, которое хуже гибели, ибо это-то, собственно говоря, и обозначает выражение "**спастись**", дабы не случилось им уничтожительной силой огня и самим также полностью быть уничтоженными. Последуя этим Отцам, и многие иные из наших Учителей поняли это изречение в том же смысле. Если же кто-нибудь иначе растолковал его, и "**спасение**" разумел как "освобождение от наказания" и "прохождение через огонь" - как "чистилище", то такой, если можно так выразиться, является совершенно превратно понявшим это изречение. И неутешительно, ибо он - человек, когда вот многие и из Учителей видятся различно толкующими изречения Писания, и не все достигли в равной степени точного смысла; ибо невозможно, чтобы тот же текст, передаваемый в различных пониманиях, всем бы пониманиям его в равной степени соответствовал; но нам долженствует, избрав важнейшие из них и более согласующиеся с церковными догматами, прочие толкования поставить на второе место. Поэтому мы не уклонимся от приведенного толкования слов Апостола, хотя бы и Августин или Григорий Двоеслов или кто иной из наших Учителей дал такое (несоответствующее) толкование; ибо подобное толкование меньше идет в пользу понятия временного, очистительного, нежели на руку Оригенова Учения, которое, как говорящее о конечном восстановлении душ чрез тот огонь и освобождения от мучения, было запрещено и предано анафеме Пятым Вселенским Собором и окончательно отвергнуто, как общее бесчестие для Церкви. //**Слово первое. Опровержение латинских глав, которые были представлены относительно очистительного огня.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** Господь наш Иисус Христос Сам – **основание** и Сам – исполнение, //краеугольный камень// [[new:ef:02:20|(Еф 2, 20)]]. Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: "//Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова//" [[new:ef:04:13|(Еф 4, 13)]]; и еще: "//Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе//" [[new:kol:01:28|(Кол 1, 28)]]; и опять: "//Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой//" [[new:ef:03:19|(Еф 3, 19)]], В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 21.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** Основание же есть сама вера: кроме того, которое я проповедал вам, нет другого. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** Не может, доколе пребывает мудрым строителем. Если же кто не мудрый строитель, то может положить иное основание; отсюда ереси. У вас, коринфяне, одно основание - Христос: поэтому и должны вы назидать на этом основании не то, что происходит от споров и зависти, но дела добродетели. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** Не следует отрицать, что это положение является фундаментальной основой православной веры только потому, что его разделяют с нами и некоторые еретики. Ибо если мы тщательно осмыслим то, что относится к Христу, то увидим, что среди некоторых еретиков, претендующих называть себя христианами, имя Христа почитается, дела же, стоящие за ним, - нет. //**Энхиридион.**// ===== Ориген ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** И это основание в Иудее положили апостолы, а у язычников - апостол язычников и его соработник Варнава. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** То есть никто не может положить другого основания, потому что, какие ни на есть еретики, и те учат не иначе как от имени Христа. Не могут прельщать к своим основанным на заблуждениях вымыслам иначе, чем прикрываясь именем Спасителя, так чтобы противоречащее или абсурдное в их учении через само достоинство имени сделать приемлемым. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы** Так Апостол показывает причину, почему каждый учитель должен внимательно наблюдать, чтобы ему учить в строгом согласии с **положенным основанием**. Это потому, что другого основания никто не может положить. Это основание есть Иисус Христос, т.е. учение о спасении людей чрез веру в Иисуса Христа, за наши грехи распятого на кресте. //Несть бо иного имене под небесем данного в человецех, о немже подобает спастися нам//, кроме святейшего имени //Господа Иисуса// [[new:act:04:12|(Деян. 4:12)]]. И сам Иисус Христос, единородный Сын Божий, говорит: //веруяй в Сына, имать живот вечный; а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем// [[new:in:03:36|(Ин. 3:36)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос** Дело Апостола, собственно, было простое: он имел пред собой основание, уже положенное Самим Богом, - именно, дело, совершенное Христом. Ему нужно было только - это Божественное дело перенести в сердца слушателей, как основу для их христианского развития, и он это сделал. Продолжателям его дела предстоит более сложная задача. Cм. также Толкование на [[new:1kor:03:05#lopuxin_ap|1 Кор. 3:5]] [<10>]