[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** См. Толкование на [[new:1kor:03:12#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас** Что выше сказал: //вы Божие здание// [[new:1kor:03:09|(стих 9)]], то же теперь говорит: **храм Божий есте**. Выразил это вопросом: **не весте ли**, показывая несомненность сей истины и общеизвестность ее. Они все знали, что так есть, потому довольно было вопросом посильнее вставить сию истину в сознание, чтоб ею вразумить, не распространяясь в объяснении ее и доказывании. С сознанием, что они все один храм Божий, должно было прийти на мысль и то, что храм обыкновенно хотя есть многочастное здание, но единое, нераздельное. При этой мысли совесть не могла им не напомнить: у нас же что? – Мы разошлись по разным главам, кто под одного, кто под другого, кто под третьего учителя. Выходит, мы разломали храм Божий на части, здание Божие разорили. **И Дух Божий живет в вас**. И это также всем было ведомо. Ибо все явно принимали чрез возложение рук дар Святого Духа, и Он действия Свои проявлял осязательно в собраниях их. Что напоминает сим Апостол? – То, что разделение, начавшееся среди них, может повесть к тому, что Дух Божий отойдет от них. Как сосуд, пока не разбит, держит в себе и хранит аромат какой, а когда разобьется, аромат выходит, так и у них могло быть, что по причине разделения, они лишатся Духа. Эти слова относятся ко всему обществу и его вразумляют, а следующие касаются прямо вождей разделения. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** **Не знаете ли, что храм Божий (есте) вы, и Дух Бога** посредством дел **живет в вас?** //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** Бойся же, человек, осквернять свое тело чем бы то ни было: оно – Божий храм; оно – не твоя собственность, потому что создано Богом, и главное – куплено вместе с душою твоею ценою Крови Сына Божия. Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что мы – не свои, а собственность Сына Божия. Будем держать себя в чистоте, приличной всеочищающему, всесовершенному, Животворящему Духу. **//Дневник. Том I. 1856.//** ---- Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты [выронил] реку слез. Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О, ослепление человеческое! О, Душе благий! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- Видите, Бог всегда с нами. И как Ему не быть с нами, когда мы – Его дыхание? Ангелы и очищающие себя от всякой скверны плоти и духа христиане – угодные, самые приличные храмы Его. Бог с нами всегда, потому что мы сейчас умираем внутренно, когда Он отвергает нас от лица Своего и отнимает от нас Духа Своего Святого. Мы зовем тогда в пустыне сердца своего, и нас никто не слышит: в нас бывает противник Богу и нам и, когда мы взываем сердцем к Богу, он противится этому и сильнее мучит нас. О! Тогда мы познаем, что без Бога мы пропали, – одну минуту тяжело жить без Него. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** Обращает речь к согрешившему. И смотри, как успешно приводит его в стыд. Именно; благодатью, данной нам, то есть обитанием в нас Духа, пристыжает согрешившего, хотя и не выставляет ясно лица его, но говорит вообще. Между тем, если мы храм Божий потому, что в нас живет Дух, то следует, что Дух есть Бог. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** Павел говорит о том, что мы **храм Божий**, чтобы мы знали о том, что и в нас живет Бог, а ведь необходимо, чтобы Бог жил в Своем храме. А поскольку апостол говорит о Духе Божием, что Он обитает в нас, то обозначается словом **Бог** и понимается под словом **Бог** здесь Дух Святой. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас** **Храмом Божиим** называет здесь Апостол общество верующих в Иисуса Христа, которое прежде [[new:1kor:03:09|(ст. 9)]] называл он Божиим //зданием// или //строением// и //нивою//. Этот образ, представляющий верующих в истинного Бога, употребляем был и в ветхом завете [[old:lev:26:12|(Левит. 26:12;]] сл. [[new:2kor:06:16|2 Кор. 6:16]]; [[old:iez:37:27|Езек. 37:27)]]. **Храмом Божиим** называются верующие в Иисуса Христа потому, что они посвящают себя на служение истинному Богу, //и//, как говорит святой Павел, //Дух Божий живет в них, разделяя каждому особо// различные благодатные дары, по его потребности и достоинству, //как Ему//, премудрому и всеблагому Духу, //угодно// [[new:1kor:12:11|(1 Кор. 12:11)]]. Сам Господь Спаситель учит: //Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. Так и все верующие в Иисуса Христа суть храм Божий, и каждый член Христовой Церкви также есть храм Божий, или обитель Божия. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** Еще более навлекает на себя ответственность тот, кто портит уже выстроенное здание, которое есть не иное что, как храм или жилище Самого Бога. - **И дух Божий живет в вас**. Эти слова Ап. прибавил для того, чтобы объяснить, каким образом верующие - каждый в отдельности и все вместе, как Церковь - стали жилищем Бога. Это сделалось, согласно обетованию Христа Спасителя, потому, что в них вселился Дух Божий (ср. [[new:in:14:23|Ин XIV:23 и 25]]). - **Бог покарает** - точнее: разорит (φθερει̃), как человек разоряет (φθείρει) храм Божий. - **Свят**, т. е. посвящен и принадлежит Богу. - Кого так строго осуждает здесь апостол? В Коринфе большинство христиан были, по выражению апостола, люди //плотские, младенцы во Христе// [[new:1kor:03:01|(III:1-4)]]. К таким людям Ап. не мог обращаться с таким строгим приговором. Но было там некоторое число людей, которых Ап. называет //душевными// [[new:1kor:02:14|(II:14)]]. Это были, так называемые, Христовы, увлекавшиеся мудростью века сего и привносившие ее в жизнь христианской общины. Этою мудростью они отравляли религиозно-нравственную жизнь коринфских христиан и портили так хорошо начатое Павлом и укрепленное Аполлосом дело устроения Церкви в Коринфе. - Почему Ап. не обращается прямо к виновникам разлада, а ко всей христианской Церкви? Потому, вероятно, что среди Церкви коринфской замечалось уже священное негодование против партии Христовых (ср. [[new:fil:03:02|Флп III:2]]: "берегитесь псов, берегитесь злых делателей". Здесь Ап. не считает нужным употреблять подобных сильных фраз, потому что лжеучители имели менее успеха, чем в Филиппах). См. также Толкование на [[new:1kor:03:05#lopuxin_ap|1 Кор. 3:5]] [<10>]