[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** **Ибо храм Божий свят**. А развращенный - скверен. //**Гомилия 9 на 1-е послание к Коринфянам.**// См. также Толкование на [[new:1kor:03:12#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:12]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы** Хотя вообще говорит он: **аще кто растлит**, но явно намекает на тех, которые произвели и поддерживали разделение. Он не говорит, что они уже растлили,– в таком случае Апостол и писал, и действовал бы иначе,– но и не почитает маловажным сделанного уже, основательно предполагая, что если продолжится то же положение дел, то разделение укоренится, особенно когда какие-либо случайности увеличат разделяющее средостение. Тогда это уже будет настоящее растление. Он и устрашает их возможностью такого исхода дела. Начато по легкомыслию и от праздности, а может вот чем кончиться: Церковь разделится – растлится. Вина вся на вас падет. Но смотрите, какой тогда падет на вас приговор: //аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог//. «**Растлит**, то есть предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает» (святой Златоуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над головою. Почему такая кара за растление храма Божия? – Потому, что он свят, а свят потому, что есть Божий и есть жилище Духа, основание же его – Христос Господь. Кто растлевает храм, тот грешит прямо против Бога, в Троице поклоняемаго. Гамалиил, когда власти иудейские полагали расстроить Церковь Иерусалимскую, отвращал их от этого, устрашая: //да не како богоборцы обрящемся// [[new:act:05:39|(Деян. 5, 39)]]. Та же мысль и здесь. **Иже есте вы**. Намеренно прибавил это слово Апостол, давая разуметь: вот что вы! – Опять обращается ко всему обществу верующих и дает им урок: как вы, имея такое высокое значение, позволили поставить себя в такое положение, что можете потерять Духа. Вместе же и зачинщикам разделения внушал: вы так легкомысленно взглянули на это общество святых и начали раздирать его на части, а оно вот что есть! Такие мысли видятся в сих стихах [[new:1kor:03:16|(16]] и [[new:1kor:03:17|17)]] по ходу речи Апостола. Но они вне контекста могут быть прилагаемы к ересеначальникам и грешникам не кающимся. Ересь растлевает Церковь; грех смертный – душу. За растление Церкви отвечает ересеначальник: растлит его Бог. А за грех смертный, неочищаемый покаянием, отвечает грешник. И его растлит Бог, то есть погубит, если не покается, если не здесь, ибо и это бывает иногда, то всячески там – в другой жизни. Эту последнюю мысль о растлении храма души грешником раскрывает святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния [[new:1kor:06:15|(6, 15–20)]]. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** «**Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог** (Если кто разорит храм Божий», — то есть тело, — «**того покарает Бог**». Так, разоряющий свою душу и ум нечистыми страстями тем, что покоряется им и принимает их в себя, бывает повинен наказанию за невидимые грехи. Итак, как необходимо сохранять тело чистым от открытых и видимых грехов, потому что оно — храм Божий, так необходимо сохранять и душу чистой от дурных и нечистых мыслей, для того чтобы добровольно не губить сердце и не грязнить ум, — как негде и говорится: «//Всяким хранением блюди сердце твое — от сих бо исходища живота//, и еще говорится: «//Строптивая помышления отлучают от Бога//». Поскольку душа является невестой Великого Царя Христа, Апостол говорит: «//Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою//» [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11, 2)]]. Потому что так благоволил Бог и таким образом повелел для того, чтобы обитать в приходящих к Нему и взыскивающих Его и действовать в них; поэтому должно сохранять душу чистой, не покоряться и не быть в союзе со злом в своих мыслях; а тело необходимо сохранять чистым от видимых блудных дел; ибо Бог не благоволит обитать в блудниках и непотребных, грязных и распутных и не благоволит обитать в душах, которые по своей воле растлевают разум в невидимых страстях, бывающих от действия зла, обитающего в дурном и ветхом человеке. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** **А если кто храм Божий повредит** ненавистью, блудом и другим подобным сему, - **погубит того Бог, ибо храм Божий свят, что (каковые) есте вы**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог** То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем. **Ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** С этими словами обращается апостол, чтобы уколоть совесть тех, кто ведет позорную жизнь, оскверняет свое тело развратом, и более всего тех, кто вступает в близкие отношения с женой отца своего. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** Это говорит Апостол о других учителях, которые не //назидают// и не строят, а разоряют храм Божий. О тех, которые строят из дерева сена, соломы, говорит: //у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы, из огня//. А о разоряющем храм говорит: **того покарает**, строго накажет или погубит Бог. Кто разоряет храм, или общество верующих в Иисуса Христа? Такой учитель, который своим учением и примером жизни не объясняет, не распространяет или утверждает учение Апостольское, а ниспровергает оное. Святой Павел упоминает о таких учителях, которые отвергали воскресение мертвых и будущую жизнь [[new:1kor:15:12|(1 Кор. 15:12]] и след.). Таких учителей он называет //лжеапостолами// и //лукавыми делателями// [[new:2kor:11:13|(2 Кор. 11:13)]]. Нет сомнения, что и для таких лжеучителей возможно спасение, если только они сознают свои заблуждения и принесут истинное покаяние. Но тех, которые восстают против явной истины, оставляет благодать Божия, и они предаются ослеплению, ожесточению и нераскаянности; и потому редко возвращаются на путь истины, чтобы получить спасение чрез веру во Христа Спасителя. **Ибо храм Божий свят, а сей храм вы**. Присовокупляет Апостол причину, почему Бог строго накажет того учителя, который разорит храм Божий, или нанесет тяжкий вред обществу верующих в Иисуса Христа. Это потому, что храм Божий **свят**, т.е. храм Божий посвящен Богу и Ему принадлежит. Поэтому храм Божий должен быть неприкосновен; никто не должен осмеливаться вредить ему или разорять его лжеучением или соблазном. Каждый учитель, предлагающий учение обществу верующих во Христа, должен бояться, чтобы не учить тому, что противно учению истинной веры во Христа Спасителя, и чтобы примером своей жизни не отвлекать верующих от пути истины и спасения; должен бояться, чтобы, нарушив этот долг учительства, не подвергнуться тяжкому наказанию за оскорбление святыни храма Божия, или общества верующих в Иисуса Христа. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы** См. Толкование на [[new:1kor:03:16#lopuxin_ap|1 Кор. 3:16]] [<10>]