[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 3:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** См. Толкование на [[new:1kor:03:20#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 3:20]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 22-23 **Аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая: вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий** «И мы Апостолы, говорит, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и все видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель всяких благ, а чрез Него – в единении с Богом всяческих. Ибо и с нами Он в единении по естеству, в которое от нас восприял, и со Отцем, по Божественной своей сущности, потому что Он от Отца рожден по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий» (Феодорит). Вот куда возвел он их ум. К той истине, что //живот наш сокровен есть со Христом в Боге// [[new:1kor:03:03|(Кол. 3, 3)]]. И с сей высоты обозревает все сущее, определяя достоинство всего сею истиною. Первоначально назначены мы для жизни в Боге, но отпали от Него. Как Божии дарования нераскаянны, то Он не попустил нам навсегда гибнуть в сем отпадении, но благоволил устроить неизъяснимо дивный образ воссоединения с Собою. Сын Божий воплотился и ипостасно соединил в Себе человечество и Божество, нераздельно пребыв в троичном единосущии. Люди, спасаемые верою и благодатию, таинственно и деятельно вступают в живой союз со Христом, а чрез Него с Богом. Так первоначальное назначение наше исполняется и достигается. Вы Христовы, Христос же Божий. Следовательно и вы – Божии. Подобное сему слову изрек и Сам Господь: //Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас// [[new:in:14:20|(Ин. 14, 20)]]. Почему потом и в молитве Своей ко Отцу помянул: //якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут// [[new:in:17:21|(Ин. 17, 21)]]. Это и начало уже действоваться и действуется. Но теперь дивное дело сие совершается сокровенно, въявь же придет, когда исполнится другое прошение Господа: //Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною// [[new:in:17:24|(24)]]. Господь по воскресении вознесся на небо и сел одесную Отца. Туда возводятся к Нему данные Ему Отцом вратами смерти (и смерть – ваша). Но чтобы сими вратами к Нему возведену быть, а не отведену в другое место, для сего надобно в продолжение земной жизни надлежащим образом приготовиться к тому способами, от Самого Господа учрежденными. Способы сии все совмещены во Святой Церкви, чрез Апостолов Господом учрежденной на земле. Главные суть: вера в Евангельское слово, общение с Господом чрез таинства таинственное, и по принятии благодати углубление сего общения, или созрение в нем, деятельною жизнию под руководством сначала Апостолов, а потом преемников их (и Апостолы – для вас). Созревшие здесь переходят чрез смерть туда, где и Христос, да будут с Ним во век. В этом все дело домостроительства спасения во Христе Иисусе. Имея сие в мысли, не трудно видеть, как – **аще Павел или Аполлос, или Кифа** – **ваши суть**. Они ваши или для вас, потому что призывают ко Христу, освящают таинствами и руководят; это то же, что в другом месте говорит Апостол: //я обручил вас, как деву чистую, в невесты Христу// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11, 2)]]. Апостолы не для одних коринфян, но и для всех верующих таковы суть, не только в жизни своей, но и по смерти, действуя и сами невидимо, духовно, и чрез писания свои, и чрез преемников своих. Апостольство и по них пастырство – невестоводительство есть, и есть для нас, верующих. Как **мир** – **ваш**? – Он поприще, на котором совершилось домостроительство спасения и совершается спасение каждого. Мир стоит не для себя: цель его в духовном мире. Можно сказать: он стоит затем, чтоб народились все могущие спастися в Господе Иисусе Христе. Как **живот** – **ваш**? – Так, что рождаемся затем, чтоб уверовать в Господа и благодатными Его средствами приготовиться к блаженной вечности. Как **смерть** – **ваша**? – Так, что вратами ее переходим к Господу. Как **настоящая и будущая** – **ваша**? – Но что этим означается? – Будущая – это блаженное сопребывание с Господом в царстве славы. Соответственно сему настоящая – будет благодатное царство Христово на земле, или Церковь со всеми благодатными средствами. Как это – **ваша**, очевидно. Вот как святой Апостол осветил все соотношения вещей и лиц, и дал понять, на чем должно опираться надеждами, что ставить себе в славу и чего искать. Вы – Христовы. В этом все. Позаботьтесь же и пребыть навсегда Христовыми, ибо это единственное есть условие к тому, что все – ваше. Ничто не будет ваше, если вы не Христовы. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** См. Толкование на [[new:1kor:03:21#prp_makarij_velikij|1 Кор. 3:21]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** См. Толкование на [[new:1kor:03:21#prp_efrem_sirin|1 Кор. 3:21]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** См. Толкование на [[new:1kor:03:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 3:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше** Коринфяне как-то принижали свое собственное достоинство, считая себя как бы слугами своих учителей. Ап. хочет возвратить им уважение к самим себе и для этого меняет только лозунг, какой они избрали себе. Они говорили: "я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифин!", а апостол советует им говорить обратное: "наш Павел, наш Аполлос, наш Кифа!" В самом деле, каждый проповедник служит обществу христианскому //по-своему,// своими особыми дарованиями, как служит благу христианского общества все на свете: мир или вся тварь, одушевленная и неодушевленная, которая подчинена Христу, а во Христе и Церкви [[new:ef:01:22|(Еф I:22]]), //жизнь и смерть//, т. е. все явления жизни – здоровье, творчество и др., и все явления смерти – болезнь, страдание, разрушение тела, – //настоящее и будущее// – словом все на свете, по воле Божией, служит на благо верующих во Христа. Тем более это должно сказать о проповедниках! – Почему Ап. не упомянул здесь о Христовых? Конечно, если бы //Христовы// были проповедниками //истинного// Христа Иисуса, то Ап. имел бы полное основание переделать и их лозунг на другой: "Христос – ваш!" но, как показано выше (см. [[new:1kor:01:12|I:12]]), //Христовы// видели во Христе совсем не то, что прочие верующие... См. также Толкование на [[new:1kor:03:21#lopuxin_ap|1 Кор. 3:21]] [<10>]