[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным** **«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих»** [[new:1kor:04:01|(1Кор.4:1)]]. Низложив гордость их, смотри, как он опять ободряет их словами: **«как служителей Христовых»**. Потому не называйтесь именем исполнителей и служителей, оставляя Господа. Строителями назвал (учителей) для того, чтобы показать, что не всем должно присвоять это дело, но кому следует и кто достоин быть домоправителем. **«А еже прочее, ищется в строителех, да верен кто обрящется»** [[new:1kor:04:02|(1Кор.4:2)]], т. е. чтобы не присвоял себе того, что принадлежит Господу, и не приписывал себе вместо Господа, а поступал бы, как домоправитель. Дело домоправителя – хорошо распоряжаться вверенным ему, не называть своим принадлежащего Господу, а напротив свое приписывать Господу. Каждый, владеющий даром слова или имуществом, представляя это, т. е. что это вверено ему Господом, а не его собственность пусть не удерживает у себя и не присвояет себе, но приписывает Богу, даровавшему все. Хочешь ли видеть верных домоправителей? Послушай, что говорит Петр: //«что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»// [[new:act:03:12|(Деян.3:12)]]. Также Корнилию он сказал: //«я тоже человек»// [[new:act:10:26|(Деян.10:26)]]; и Христу: //«вот, мы оставили все и последовали за Тобою»// [[new:mf:19:27|(Мф.19:27)]]. Равно и Павел, сказав: //«я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною»// [[new:1kor:15:10|(1Кор.15:10)]]. И в другом месте, обращаясь к ним же, сказал: //«что ты имеешь, чего бы не получил?»// [[new:1kor:04:07|(1Кор.4:7)]]. Ты ничего не имеешь своего, ни богатства, ни дара слова, ни самой души, – и она от Господа. //**Гомилия 10 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих** Под **нас** разумеет себя, Аполлоса и Петра, и вообще Апостолов. **Да непщует**, пусть считает, на той линии пусть ставит.– **Яко слуг** – υπηρετας и **строителей** οικονομους. Как у богатого домовладыки бывают в доме слуги и экономы, распорядители по разным частям, так и у Господа Иисуса Христа – Владыки всех сокровищ духовных для рода человеческого – есть слуги и экономы, коим вверил Он раздаяние Своих сокровищ и устроение дела Его на земле – спасения людей, чрез насаждение повсюду Церквей. Таковы – мы. Но как слуги и экономы в доме господина ничего своего не имеют, а все господское, так и у нас ничего нет своего, а все Христово. И как слуги и экономы ничего по своему желанию делать не могут, а делать должны только то и так, что и как велено господином, так и мы не можем ничего делать по своей воле и по своему разуму, а все делаем, как Господь заповедал. Напрягаться указать различие слуг и экономов в царстве Христовом не настоит надобности, ибо цель у Апостола та только, чтобы внушить, что они не самостоятельные действователи, и не имеют ничего сами от себя, и делать ничего не могут сами по себе. **Слуги**, говорит, **Христовы, и строители таин Божиих**. Ибо все Христово есть Божие, и Божие все Христово. **Вся Твоя – Моя, и Моя – Твоя**,– говорит Господь к Богу Отцу. **Тайны** здесь не одни таинства, но устроение всего дела Христова на земле, которое названо премудростию Божиею, в тайне сокровенною; и не одни тайны учения, а все домостроительство спасения, в которое входит и учение, и заведение правой жизни, и преподание освящающих таинств. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих** **Так нас да** считают люди,** как служителей Христа и домостроителей тайн Божиих**; посему не называйтесь именем кого-либо из нас, или из других. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих** Мы - учителя - не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас - слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих** По большей части апостол совершал скорее **служение Христово**, чем [содействовал] **домостроительству тайн Божиих**. Он домостроительствует тайны Божии, допустим, относительно Луки - чтобы тот мог написать Евангелие; относительно Тимофея чтобы тот оказался способен управлять вверенными ему и домостроительствовать тайны Божии. И я дерзну сказать, что в Коринфе он был **служителем Христовым**, а в Эфесе **домостроителем тайн Божиих**. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих** Указал на это апостол потому, что некоторые коринфяне это слабо понимали... Товарищ рыбакам, он не иначе, чем они, Христа проповедовал. Называя себя **служителем Христовым и тайн Божиих**, Павел косвенно указывает на лжеапостолов и отрицает отношение ко Христу того, что те говорят, поскольку оно не соответствует апостольской традиции. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих** //Нас//. Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. - //Домостроителей// (οικονόμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами [[new:lk:12:42|(Лк XII:42)]]. Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. - //Таин Божиих//. Слово //тайна// означает план Божественного домостроительства о спасении людей. - //Тайны// - это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам [[new:1kor:03:02|(III:2)]]. Ст. 1-5 **Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.** Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они - только служители Христовы и их обязанность - верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. [<10>]