[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 4:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя, Господь есть** «Что говорить о других? И я, в точности зная касающееся до меня и не сознавая за собою ничего законно-преступного, не смею ни осудить себя, ни признать себя невинным; ожидаю Господня приговора» (Феодорит). **Ничесоже в себе свем**. Ничего не знаю за собою виновного пред Богом; совесть ни в чем не обличает меня. С тех пор, как познал я Господа и предал себя на служение Ему, не позволял себе я делать ничего даже малейшего, что признавал неугодным Господу, и ничего не упустил такого, что сознавал добрым и угодным Господу, как бы трудно оно ни было и какой бы жертвы ни требовало. По этому судя, можно бы сказать, что я прав, если б можно было быть уверенным, что и Божий суд таков же, как наш суд. Между тем хотя то несомненно, что кого совесть обличает, того осудит и Бог; но нельзя никак основаться на том, что кого совесть не обличает, того не осудит и Бог. Таким образом, хоть **ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся**. «Что же скажем мы, которые имеем совесть, пораженную бесчисленными ранами, и не знаем за собою ничего доброго, но все противное тому? Но почему он не считает себя оправданным, тогда как не знает за собой ничего? – Потому что и ему случалось допускать некоторые прегрешения, без собственного сознания этих прегрешений» (святой Златоуст). «Нередко случается согрешать и не зная, даже признавая в себе сделанное справедливым; но иначе взирает на то Бог всяческих» (Феодорит). Он говорит как бы: «Очень вероятно, что я грешен в чем-либо, хоть и не знаю в чем» (Феофилакт). Почему «не могу считать оправдания своего надежным, пока не услышу оправдания из уст Божиих» (Экумений). «Отсюда можешь заключить, как страшен суд будущий» (святой Златоуст). **Востязуяй же мя Господь есть**. Не только другие не могут верно судить обо мне и постановлять о мне приговоры, потому что мое внутреннее сокрыто от них, но и я сам, могущий видеть, что во мне, не могу определять себя, потому что многое ускользает от моего сознания, или совесть моя не так чутка, чтобы обличить грешность некоторых движений сердечных, а нередко слов и дел; или, может быть, другим подал я поводы грешить, по невниманию к своим делам и словам. И пророк Давид молился: //от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего// [[old:ps:018:13|(Пс. 18, 13)]]. Почему и предаю суд над собою Господу. Он один //праведно испытует сердца и утробы// [[old:ps:007:10|(Пс. 7, 10)]], верно определяет качество дел и помышлений и по ним произносит приговор над человеком. И суд Его праведен и неизменен. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ---- Притом положим, что ты все повеленное сотворил; да так ли оно Богу угодно, как тебе думается? Ты думаешь, что в делании твоем все хорошо, а Господь всевидящий может все сделанное тобой видеть недобрым. Где же тут похвала? Потому-то апостол и говорит: ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся, - как Бог то есть взглянет на нас. Может быть во всем добре нашем Он не увидит ничего доброго. Потому лучше прибегать всегда к милости Божией, а не вступать с Ним в состязание по законам правды. **//Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.//** ===== Сщмч. Игнатий Богоносец ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** Их оскорблениями я скорее научаюсь, **но этим не оправдываюсь**. //**Послания.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#sschmch_onufrij_gagaljuk|1 Кор. 4:3]] ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== Мне кажется, что только Ангелу свойственно не быть окрадываему никаким грехом в неведении; ибо слышу земного Ангела, говорящего: «**ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся; востязуяй же мя Господь есть**». Посему и надлежит нам всегда осуждать и укорять себя, чтобы вольным самоосуждением загладить невольные грехи; а если не так, то при исходе из сего мира мы претерпим за них лютое истязание. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** Но хотя я знаю, что нисколько не обвиняюсь вами, и моя совесть (дух) ни в чем не упрекает меня, - **однако не этим**, то есть не тем, что моя совесть (ум) нисколько не обличает меня, уже **оправдан я**, ибо не совесть (ум) моя есть мой судья, так как **судящий меня Господь есть**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== То правосудие, премудрый, которое там подвергает всех наказанию, хотя здесь часто и бывает сокрыто от ума людей пытающихся обмануть его, принуждает ухищряющихся его отклонить, тем самым, что они делают, впадать в собственные свои сети. Настолько оно премудро, могущественно и не может быть обмануто! Ибо сказанное Платоном, как бы от лица Сократа: «Придя туда, узнаем в ясности», — сказано не о Суде, как будто он сомнителен (нет, учение о Суде всего более и утверждено Платоном), но о том, что Сократ любомудрствовал правильно. Ибо, упомянув о некоторых, может быть, и высоко любомудрствовавших, Платон, чтобы, свидетельствуя о себе, не показаться выражающимся грубо, сказал: «От них и я по возможности ничем не отстал в жизни, но всеми способами старался соделаться одним из их числа, а правильно ли желал и преуспел ли в чем, придя туда, узнаем в ясности». Это объяснение несколько подобно тому, что сказал Ап. Павел: **ничесо же в себе свем, но ни о сем оправдаюся; востязуяй же мя Господь есть**. //**Письма. Книга II.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** Велика ли важность, что обо мне говорят другие то или другое. Они могут перетолковывать и хорошие мои поступки в дурную сторону. Я должен лишь вести себя добросовестно и не обращать внимания в этом случае на суждения о себе людские: они ошибочны и непостоянны; да и не дело людей судить о нас. **Судия же мне Господь.** Ему я должен дать отчет во всех своих делах, словах и мыслях, и никому другому. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** «Что говорить о других?», говорит апостол. «И я, зная в точности то, что меня касается, и не сознавая за собой ничего противозаконного, не смею ни судить себя, ни признать себя невинным, но жду приговора Господа». //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 4:3]] ===== Ориген ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** Если сказал это, мы могли бы сказать, что он был чист в делах, а в словах еще нет. Или же наоборот, он был чист в них, а сердце его согрешало. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#lopuxin_ap|1 Кор. 4:3]] [<10>]