[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 4:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 4:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога** «Вы усматриваете видимое, а Богу явно и сокровенное. Но в настоящей жизни не все обнаруживает Он, в оной же все соделается явным. Посему ожидайте праведного суда. Ибо тогда увидите праведные приговоры» (Феодорит). Вы, говорит, взялись о нас судить не с той стороны, с какой следует, и погрешили. Но если б и с надлежащей стали судить, и тогда нельзя вам праведного произнести суждения, потому что не можете видеть, как зарождаются дела в сердце и как исходят оттуда въявь. И сам делающий не всегда это сознает, как должно; где же узнать это стороннему? – Так лучше будет, если вы перестанете судить совсем, чтоб не произносить суждений неправедных, обличающих неразумие. **Темже прежде времене ничтоже судите**. – **Ничтоже судите**, то есть не осуждайте ничего, никаких дел и ничьих, не произносите осудительных приговоров, или вообще приговоров судительных. Говорит: **прежде времене**; будто, когда придет время, им можно судить; но когда придет время, тогда судьею будет Господь, им же самим будет не до суда над другими. Следовательно, он тоже говорит, что никогда не судите. Когда придет время суда, тогда Господь **приведет во свете тайная тмы. Тайная тмы** – дела, во тьме делаемые, которых сторонние люди теперь не видят; но тогда Господь выведет наружу и все их увидят. И не дела только скрытые выведет наружу, но и **советы сердечныя объявит**. Что человек сам с собою совещает сделать, того, кроме самого человека, никто знать не может. Сокрыто то завесою тела; а тогда Господь объявит сии советы, и все тоже увидят, что у кого было на сердце, когда он делал дела. И сам делающий себя увидит. Теперь он иного не видит, иное намеренно прикрывает и от себя; но тогда с неотразимою очевидностию все увидит. Окажется ли тогда кто из хулимых здесь достойным похвалы,– это очень вероятно. Но то несомненно, что многие хвалимые не выдержат пробы суда. И вот, когда таким образом, и все дела, теперь сокрываемые, выведены будут наружу, и все намерения сердечные, теперь естественно невидимые, объявлены будут, тогда будут налицо все данные для получения праведного о каждом определения. Бог и издаст его. **И тогда похвала будет комуждо от Бога**. Будет одному похвала, а другому укоризна; но Апостол выставляет эту одну часть, может быть потому, что коринфяне погрешали тем, что говорили, одни: тот-то лучше, другие: тот-то. Тогда окажется, говорит, кто лучше. «Апостол говорит здесь о предпочтении такого-то такому-то и об осуждении других. Судить об этом безошибочно может один только Тот, Который будет судить сокровенные наши помышления и определять, какие из них достойны большего, какие меньшего наказания или награждения, а мы судим по внешности. Что из того, если некоторые по внешности кажутся добродетельными и удивительными? Не по внешности судит этот Судия, но обнаруживает и сокровенные намерения. Таким образом, по двум, или лучше, по трем причинам, суд наш не бывает правым: во-первых, потому, что, хотя бы мы ничего не знали за собою, мы не безвинны пред судом Обличающего грехи наши с точностию; во-вторых, потому, что большая часть дел остается для нас не открытою и не известною; в-третьих, потому, что многие из действий других кажутся нам добрыми, но совершаются не с добрым намерением. Для чего же вы говорите, что такой-то лучше такого-то? Ибо вот Апостол говорит, что //ничесоже в себе свем//, и однако ж – //о сем не оправдаюся//, то есть нельзя сказать, что я свободен от вины и осуждения. Если же мы и тогда, когда ничего не знаем за собою, не можем быть свободными от осуждения, и за самые добрые дела, когда совершаем их не с добрым намерением, подлежим наказанию, то представь, сколь неправы суды человеческие. Люди не могут видеть всего; это возможно только для одного недремлющего Ока; людей мы можем обмануть, но Его – никогда. Посему не говори: мрак и стены окружают меня; кто видит меня? //Создавый наедине сердца// наши [[old:ps:032:15|(Пс. 32, 15)]] знает все; потому что //и тма не помрачится от Него// [[old:ps:138:12|(Пс. 138, 12)]]. Посему не говори: кто видит меня? Есть Тот, Который проникает //до души же и духа, членов же и мозгов// [[new:evr:04:12|(Евр. 4, 12)]]» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога** Поелику же Он оправдывает меня в сознании или совести, **то посему прежде времени не судите** меня, **пока приидет Господь**, Который и осветит сокрытое, в тайне соделанное, **и откроет намерения сердечныя, и тогда похвала будет каждому** объявлена **от Бога** Судии. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.** На слова: **тем же прежде времене ничтоже судите**. Знаю, что иные хранят целомудрие, будучи заняты пожеланием вольности в чем-либо другом, а иные по естественному расположению склоняют помыслы к сему хранению, а иные из одного благочестия проводят жизнь благочестиво. Иные ради благоденствия молятся Богу. Иные, имея в виду сделать неправду, в прикрытие этой неправды употребляют несправедливость, а иные руководителем в стремлении к справедливости имеют свое сердце. Посему, если я, человек малозначительный в уразумении, в состоянии постигать, что многие не на добродетели водрузили корни добра, но, нечто другое имея в виду, почтили доброе, то неизреченная Премудрость, несказанное Разумение, ведущее все прежде, нежели пришло оно в бытие, согласится ли произносить приговоры по ветвям, когда свойства корня противоположны? Не думаю сего. Напротив того, подвергнув точному исследованию и корни, и начатки, и наклонности, и стремления души, произнесет приговор по собственному нелицеприятному суду. Сим, думаю, изъяснено предложенное тобою место у Апостола: **тем же прежде времене ничтоже судите**. Явно же, что сказано сие или о делах неявных и неудобоисследуемых, или о яствах, вкушение или невкушение которых безразлично, о чем и в послании к Римлянам св. Павел говорил пространно. О делах же явных и сам он произносил суд, и предписал судить; за них и сам отлучал, и повелел отлучать от Церкви. А в отношении дел неявных повелел ждать, пока не придет Господь. Ибо ни с чем не сообразно присваивать достоинство Судии, без суда произносить приговор и не предоставлять оного правилу истины. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь** Видишь ли, что Павел, запрещая коринфянам судить других, вступается не за себя? Он всегда переносит на свое лицо, то, что касается других, и в своем лице поучает тому, чему намеревается научить. **Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения** Ныне, говорит, сокрыты дурные дела (они разумеются под выражением **скрытое во мраке**), и человек нечестивый и развратный часто кажется добродетельным. Но тогда Бог откроет все, обнаружит и самые намерения сердечные. Иной, например превозносит здесь кого-либо похвалами, - доброе дело, но его намерение, может быть, дурно, - может быть, он хвалит не с доброй целью. Другой, напротив, обличает здесь кого-либо, но не с тем, чтобы исправить, а с тем, чтобы обнаружить слабости ближнего. Но все подобные намерения сердца тогда будут открыты. **И тогда каждому будет похвала от Бога** Следовало бы сказать: или наказание, или похвала; но апостол обратил речь к лучшей стороне. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога** Кто-нибудь из тех, кто все исследует, скажет: почему апостол не сказал: «И тогда каждому будет похвала или порицание от Бога», а только похвала? Кто-нибудь объяснит это так, что Богу больше свойственно возвещать благоприятное, поэтому апостол умолчал об ином, как неподобающем Ему. Я же дерзнул бы сказать, что [наше] благое хвалит и одобряет Бог, а наше дурное – диавол, отец дурного. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога** Павел призывает их не судить, поскольку и сами судимые суть; и в противном случае впадут в двойной грех, как говорит Господь: //Не судите, да не судимы будете// [[new:mf:07:01|(Мф. 7:1)]]. Но дождитесь дня суда Божия, призывает апостол коринфян, как верных и хороших людей. Беззаконие для суда есть, если до оглашения решения судьи рабом вершится суд или приговор. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога** См. Толкование на [[new:1kor:04:03#lopuxin_ap|1 Кор. 4:3]] [<10>]