[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 5:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:1kor:05:03#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 5:3]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа** **Предати таковаго сатане во измождение плоти**. Это не в том только смысле, – чтоб отлучить от Церкви, вне которой область сатанина [[new:act:26:18|(Деян. 26:18)]], а в том, чтоб злой дух овладел телом его и измождил его. Плотской грех в плоти наказывается. Изможденная плоть ослабит узы греха и даст простор духу покаяться. Это врачевство, а не казнь. «Подобное было с блаженным Иовом, хотя не с одинаковою силою: там – для славнейших венцов, а здесь – для разрешения от грехов, дабы сатана наказал его злокачественными ранами или другою какою-нибудь болезнию. В другом месте он говорит: //судими, от Господа наказуемся// [[new:1kor:11:32|(1 Кор. 11:32)]]; а здесь, желая сильнее тронуть грешника, предает его сатане, хотя и это зависит от воли Божией, чтобы наказана была плоть его. Так как похотные желания рождаются от чревоугодия и невоздержания плоти, то он и наказывает ее» (святой Златоуст). **Да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа**. «То есть дабы спасена была душа, не в том смысле, чтобы она спасалась одна, но разумея ту несомненную истину, что, когда она спасется, тогда и тело непременно будет участвовать в спасении. Тело сделалось смертным за грех души; потому, если душа станет праведною, то и тело опять удостоится великой славы. Таким образом эти слова означают более попечение и врачевание, нежели простое поражение, или напрасное и тщетное наказание, ибо польза больше наказания: это временное, а та вечная. И не просто сказал: «да дух спасется», но: «в» тот «день». Премудро и благовременно напоминает им об этом дне, дабы и они усерднее приступили к врачеванию, и он скорее принял врачевство, видя, что эти слова происходят не от гнева, но от заботливости попечительного отца. Для того он и сказал: «во измождение плоти»; здесь он предписал законы диаволу и не позволил ему простираться далее пределов, подобно как об Иове Бог сказал: //токмо души его да не коснешися// [[old:iov:01:12|(Иов. 1:12]], [[old:iov:02:06| 2:6)]]» (святой Златоуст). См. также Толкование на [[new:1kor:05:03#svt_feofan_zatvornik|1 Кор. 5.3]] //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Предание сатане во измождение плоти между прочим означает и то, чтобы грешник наказан был разными телесными недугами, страданиями, ранами и болезнями неисцельными, дабы уцеломудрился, пришел в чувство и раскаялся и нехотя, будучи вынужден страданиями тела, и чего не хотел сделать, будучи здоров, то сделал от болезни и мучений плоти. Ибо Бог, когда согрешит душа, наказывает тело, чтоб она, пришедши в чувство, покаялась и спаслась. Когда же таковой, покаявшись и исправившись, причастится Святых Таин, тогда святыня божественного причащения великую явит в нем силу и власть, сокрушит грех и душу его очистит от склонности и похотения, какие имеет он ко греху. Ибо как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха. **//Слова (Слово 33-е).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** **Предать таковаго сатане во измождение плоти, чтобы дух спасен был в день Господа нашего Иисуса Христа**, то есть: чтобы был отлучен от них и да предастся во власть дел своих, дабы прочие спаслись от погибели его. А если обратится он и совершит покаяние, то пусть опять примут его. Иначе, (т.е. если не покается), по отлучении его, да увещаваются другие, чтобы не подражали ему. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Предание **сатане на измождение плоти, да дух спасется**, вероятно, состояло, как и ныне состоит, в том, что Бог попускает вселиться сатане в человека и мучить его внутреннею скорбию и теснотою, потому что апостол, прося принять опять в любовь преданного сатане, представляет причину: //дабы он не был поглощен чрезмерною печалью// [[new:2kor:02:07|(2Кор. 2,7)]]. А страшно тяжело в нас владычество сатаны! Опыт. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Он передал их сатане... для наказания, тех, которые до того, как были переданы, творили зло по собственной воле. //**Апология против книг Руфина.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Из этого мы научаемся, что на отделяемых и отлучаемых от тела Церкви наступает диавол, обретая их лишенными благодати. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:1kor:05:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 5:3]] ===== Евагрий Понтийский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Все бесы научают душу [быть] сластолюбивой и только один бес печали не позволяет ей этого делать; [более того], он [даже] губит [порочные] помыслы тех, кто вступил [в пустыню], кто пресек всякое наслаждение своей души и иссушил его печалью, если действительно «//мужу печальну засышут кости//» [[old:pr:17:22|(Притч. 17, 22)]]. И умеренно воюя с отшельником, он делает его искусным, убеждая его не приближаться ни к одному [из удовольствий] мира сего и избегать всякого наслаждения. Однако, укоренившись [в нас, этот бес] рождает помыслы, которые советуют душе убить саму себя, либо побуждают ее бежать подальше от места [своего подвижничества]. Это некогда помыслил и претерпел святой Иов, мучимый этим бесом: «//Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил//» [[old:iov:30:24|(Иов. 30:24)]]. Символом этого беса является ехидна, яд которой, даваемый человеку в умеренных дозах, уничтожает яды других зверей, а принятый в неумеренном количестве губит само живое существо, [принявшее его]. Этому бесу [Апостол] Павел предал коринфского беззаконника; поэтому он вскоре опять пишет к коринфянам: «//Окажите ему любовь, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью//» ([[new:2kor:02:07|2 Кор. 2, 7]]–8). Впрочем, [Апостол] знал, что этот угнетающий людей дух [иногда] становится защитником благого покаяния. Поэтому святой Иоанн Креститель назвал ужаленных этим бесом и прибегающих к Богу «//порождениями ехидны//», говоря им: «//Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму//» [[new:mf:03:07|(Μф. 3:7–9)]]. Впрочем, всякий, кто, подражая Аврааму, исшел из земли своей и от рода своего ([[old:gen:12:10|Быт. 12:10]]), стал [тем самым] сильнее этого беса. //**О помыслах.**// ===== Севериан Габальский ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Апостол делает это не для того, чтобы **предать** его власти **сатаны** или обрадовать сатану, но потому, что мы обычно приписываем сатане все трудное в жизни, например, болезни, печали, скорби и другие несчастья, как сам апостол говорит в одном месте: //Дан мне жалом сатана удручать меня// [[new:2kor:12:07|(2 Кор. 12:7)]]. Таким же способом он и здесь приказывает **предать** его сатане - то есть жизненным трудностям. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** Павел говорит об упомянутом выше оскверненном сатаной, чтобы дух был спасен в человеках Церкви в день суда: если не будет изгнан скверный из Церкви, не спасен будет дух Церкви в день суда. Заслужили это все по причине осквернения, и в день Господень нагими Духом Святым найденные, услышат от Господа Судии: //Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие// [[new:mf:07:23|(Мф. 7:23)]]. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа** **Предать**. Естественнее ставить это слово в зависимость от глагола: решил [[new:1kor:05:03|(ст. 3)]]. Что касается Апостола, то он, в силу своей апостольской власти, уже решил преступника **предать сатане**. Собрание сочувствующих этому решению коринфян должно позаботиться о том, чтобы это решение пришло в исполнение, а в том, что такие сочувствующие найдутся - Апостол не сомневается. - **Предать сатане**. Это выражение встречается только еще в 1 Тим. [[new:1tim:01:20|(1:20)]]. Одни толкователи видят в этом выражении обозначение простого отлучения от Церкви, но это толкование не обращает внимания на выражения: //силою Господа... и во измождение плоти//. Кроме того, упоминаемые в 1 Тим. лжеучители Именей и Филат были преданы сатане для того, чтобы научились не богохульствовать. Но разве отлучение от Церкви заставило бы их прекратить свои богохульства?! Другие, обращая внимание на выражение: **во измождение плоти**, видят в настоящем случае предание преступника сатане, для того чтобы этот последний, по свойственной ему злобе и жестокости, мучил грешника, при чем одни предполагают, что это предание сатане было тесно связано с отлучением, другие же не видят нужды делать такое предположение. Это последнее мнение нужно признать наиболее вероятным. Сатане в Св. Писании очень часто приписывается власть причинять людям физическое зло (напр. история Иова; [[new:lk:13:16|Лк. 13:16]]; [[new:2kor:12:07|2 Кор. 12:7]]). Он пылает такою злобою к людям, что в благоприятном случае всегда нападает на них, мучит их, не разбирая, грешники ли это перед ним или праведники. Он не понимает даже, вредно это или полезно будет для его власти над миром... Наконец, телесные страдания, какие грешник должен был претерпеть от диавола (болезнь), должны были заставить его придти в себя и раскаяться. - **Во измождение плоти** (εις όλεθρον τη̃ς σαρκός). Одни видят здесь уничтожение плоти в нравственном смысле этого слова, т. е. подавление греховных стремлений, в силу боли и раскаяния, какие были бы вызваны в грешнике чрез исключение его из Церкви. Но с этим мнением нельзя согласиться, потому что это исключение могло повести человека и к ожесточению во грехе, и потом для такой идеи Апостол воспользовался бы другими, более подходящими выражениями (напр. //упразднить// - [[new:rim:06:06|Рим. 6:6]]; //умертвить// - [[new:kol:03:05|Кол. 3:5]]; //распять// - [[new:gal:05:24|Гал. 5:24)]]. Другие видят в этом **измождении плоти** действительное ослабление тела, которое (ослабление) должно окончиться смертью. В таком смысле - в смысле живого тела - выражение **плоть** нередко употребляется у Ап. Павла [[new:fil:01:22|(Флп. 1:22]]; [[new:gal:02:20|Гал. 2:20)]] и, след., это толкование можно признать за правильное, тем более что пример подобного осуждения мы уже имеем в суде Ап. Петра над Ананией и Сапфирою ([[new:act:05:01|Деян. 5:1]] и сл.). Только там смерть преступников воспоследовала сразу по произнесении приговора, а здесь она должна была наступить после долгой болезни. - **Чтобы дух был спасен**... Ап. не говорит, что дух, эта высшая сторона человеческого существа, непременно будет спасен, т. е. войдет в общение с Божеством и будет блажен. Но во всяком случае для спасения духа то средство, какое избрал Апостол - именно измождение тела, где свил себе гнездо грех, - единственно пригодное!.. **В день Господа**... т. е. во время последнего суда над миром, который совершит Господь Иисус Христос при втором Своем явлении на земле. - Где принесет кровосмесник покаяние, которое послужит ему ко спасению? Здесь, на земле, пред смертью, потому что за гробом покаяние приносить уже поздно (см. притчу о богатом и Лазаре) [Ph. Bachmann, также понимая выражение εις όλεθρον της σαρκος как обозначение телесной смерти, указывает на слова Христа [[new:mf:18:06|(Мф. 18:6)]], в которых проводится мысль, что грешнику иногда лучше умереть, чтобы развитие его греховности приостановилось и осталась таким образом надежда на спасение...]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:1kor:05:01#lopuxin_ap|1 Кор. 5:1]] [<10>]