[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 5:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.** См. Толкование на [[new:1kor:05:09#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 5:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Внешних же Бог судит; и измите злаго от вас самех** И к римлянам пиша, говорит Апостол, что внешние, язычники хотя без закона, но все же суд приимут,– приимут его не по закону писанному, а по закону совести [[new:rim:02:12|(Рим. 2, 12]] и д.). То же и здесь говорит, что их судит Бог, то есть что им судья есть Бог. Всякая разумная тварь носит убеждение, что она ответна пред Богом и от Него суд приимет по тем законам, которые Он положил в совести их. Язычники заблуждались в понятии о Боге, но этот пункт о суде Божием над ними и у них был в силе. Потому мысль Апостола такая: мы своих судим еще здесь сами и чрез это, располагая их к покаянию, избавляем от суда Божия, а у язычников нет этого посредствующего исправительного суда, их ожидает прямо суд Божий. Святой Златоуст говорит: «Дабы из слов его: //что ми и внешних судити//, кто-нибудь не вывел заключения, что язычники останутся безнаказанными, он указывает на другой суд – Страшный. Говорит это, дабы устрашить внешних и вместе утешить своих, и дабы показать, что это временное наказание избавляет от вечного и бесконечного, как и в другом месте сказал: ныне //судими, наказуемся, да не с миром осудимся// [[new:1kor:11:32|(1 Кор. 11, 32)]]». **И измите злаго от вас самех**. **Злаго** – не кровосмесника только, но всякого злого, всякого явного грешника. Это изречение взято из Второзакония [[old:vtor:17:07|(17, 7)]], и им подтверждает Апостол свое распоряжение об изгнании из общества христиан явных грешников. Ветхий Израиль был прообразователем нового, и тогдашние вещественные законы прообразовали духовные законы Церкви Христовой. Там большие грешники побиваемы были камнями, и израильтяне таким образом изымали злого из себя самих. В Церкви же Христовой злой изымается отлучением его от общения и в таинствах, и во внешних сношениях, в видах не очищения только себя самой от злого, но и исправления его самого. Приводя это изречение, Апостол и оправдывает свое распоряжение, что точно так и следует действовать, и вместе выставляет на вид различие нового Израиля от ветхого. Святой Златоуст говорит на это место: «Это изречение Апостол заимствовал из Ветхого Завета, дабы, с одной стороны, внушить, что в таком случае (изъяв злого) и они сами получат величайшую пользу, освободившись как бы от опасной заразы, а с другой стороны – показать, что это не нововведение, а еще древним законодателем заповедано отлучать таких людей. Впрочем, там было строже, а здесь снисходительнее. При этом справедливо можно спросить, почему там законодатель позволял казнить грешников и побивать камнями, а здесь не так, но ведет его к покаянию? Почему там узаконено так, а здесь иначе? – По двум причинам: во-первых, потому, что новозаветные призваны к большему подвигу, следовательно, имеют нужду в большем снисхождении; во-вторых, и справедливее потому, что облегчение в наказании скорее располагает их к покаянию и исправлению, а ветхозаветных оно привело бы к большему развращению». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас** **Тех же, кои вне, Бог** в день Свой **будет** судить и изымет зло из среды вашей в лице совершителя зол, который отлучается от среды вашей. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Ориген ===== **Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас** Поэтому делай все, дабы **извергнуть из себя лукавого**. Ибо когда он выйдет, в тебе поселится Иисус Христос. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас** См. Толкование на [[new:1kor:05:12#lopuxin_ap|1 Кор. 5:12]] [<10>]