[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 6:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии** **«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?»** [[new:1kor:06:19|(1Кор.6:19)]]. Не просто он сказал: Духа, но: **живущего в вас**, чтобы утешить слушателей, и в пояснение этих слов присовокупил: **«Которого имеете вы от Бога»**; указал Виновника, чтобы и возвысить их и устрашить величием дара и милостью Подателя. **«И вы не свои»**. Это не только служит к обличению, но и побуждает к добродетели. Как, говорит, можешь ты делать, что хочешь? Ты не властен над собою. Говоря это, он не отвергает свободной воли, как словами: //Все мне позволительно, но не все полезно//, он не отнимает у нас свободы, так и здесь, выражаясь: **«вы не свои»**, он не нарушает свободной воли, но отклоняет от порока и показывает попечение о нас Владыки. Потому и присовокупляет: **«ибо вы куплены дорогою ценою»** [[new:1kor:06:20|(1Кор.6:20)]]. Но если я сам не свой, то как ты требуешь от меня исполнения обязанностей? Как, продолжая речь, говоришь еще: **«посему прославляйте Бога»** в теле вашем и в духе вашем, **«которые суть Божии»**? Что же значит:** «вы не свои»**? И что он хочет внушить чрез это? Утвердить нас, чтобы мы не грешили и не следовали неуместным похотям души. У нас бывает много неуместных пожеланий, но мы должны воздерживаться, и можем; а если бы мы не могли, то и увещание было бы излишне. Смотри, как он утверждает нас. Сказав: **«вы не свои»**, не говорит далее: а подчинены необходимости, но: **«куплены дорогою ценою»**. Почему же он так говорит? Здесь, иной быть может скажет, следовало бы показать, что у нас есть Владыка. Но это у нас общее с язычниками; а **«куплены дорогою ценою»** принадлежит исключительно нам. Он напоминает о величии благодеяния и образе нашего спасения, показывая, что мы искуплены тогда, как были чуждыми Ему, и не просто, но ценою. **«Посему прославляйте»**, являйте Бога в теле вашем и в духе. Внушает не только телом не совершать прелюбодеяния, но и в духе души не помышлять ничего порочного и не удалять благодати. **«Которые суть Божии»** [[new:1kor:06:20|(1Кор.6:20)]]. После слова: вашем, присовокупляет: **«которые суть Божии»**, постоянно напоминая нам, что все у нас Владычне – и тело, и душа, и дух. Некоторые говорят, что под духом он разумеет здесь духовное дарование; когда оно бывает у нас, то Бог прославляется; а бывает оно тогда, когда мы имеем чистое сердце. Божиими же назвал он их не только потому, что Бог сотворил их, но и потому, что когда они сделались чуждыми Ему, Он вторично приобрел их ценою крови Сына. Смотри, как он относит все ко Христу, как возводит нас на небо. Вы, говорит, члены Христа, вы – храм Духа; не будьте же членами блудницы; вы бесчестите не свое тело, потому что это тело – не ваше, а Христово. Этими словами показывает человеколюбие (Христа), Который сделал наше тело Своим, и вместе пресекает нашу порочную власть (над ним). Если у вас, говорит, тело не ваше, то вы не имеете права бесчестить тело другого, особенно когда оно принадлежит Владыке, или осквернять храм Духа. Если вошедший в дом частного человека и произведший в нем бесчинство подвергается великому наказанию, то, подумай, какому мучению подвергнется делающий храм Царя вертепом разбойника! //**Гомилия 18 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? Куплени бо есте ценою** [[new:1kor:06:20|(ст. 20)]]. Выше говорил, что тело Господеви, и что телеса наша удове Христовы суть; теперь говорит, что телеса – храм Духа. Надо полагать, что телеса наши иначе суть удове Христовы и иначе храм Духа. Ибо Христос с телом есть; Дух же бестелесен. Потому, хотя непостижимо для нас, как,– но телу нашему возможно иметь соотношение к телу Господню; с Духом же Божиим телу можно иметь соотношение не прямо, а чрез дух человека. Тело – жилище духа человеческого. Дух Божий нисходит в дух человека и обитает в нем, а чрез него и в теле.– **Егоже имате от Бога**. Христиане все духоносцы. В миропомазании приемлют они печать дара Духа Святаго, и с тех пор помазание имут от Святаго Духа. Это делает их и христианами; в этом обручение и наследия царства небесного. Итак что же? Сказавши: //телеса ваша удове Христовы суть//, он навел: //вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи//? Но что же из того навести, что //телеса наши храм Святаго Духа суть//? Апостол об этом умалчивает, давая то разуметь самим читавшим и читающим его послание. В других местах он говорил: //не оскорбляйте Духа Святаго, не угашайте Духа//. Подобно сему разумеется и здесь. Храм Духа Святаго – телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчел, так эти нечистоты отгоняют Духа (Феофилакт). **И несте свои: куплени бо есте ценою**. Это еще особое побуждение к беганию любодеяния. Вы не свои, куплены. Следовательно, не можете распоряжаться собою, как ни захотите. Как рабы господам, так вы должны во всем быть покорны купившему вас Владыке и из воли Его не выступать. Но Ему не угодно, чтоб вы любодейничали и телом своим помыкали, как вздумается. Оно Его, как и душа ваша. Святой Златоуст говорит: «**Несте свои**. Это не только служит к обличению, но и побуждает к добродетели. Как, говорит, можешь ты делать, что хочешь? Ты не властен над собою. Выражаясь: **несте свои**, он не отнимает свободы, но отклоняет от порока и показывает попечение о нас Господа. Он хочет утвердить нас, чтобы мы не грешили и не следовали порочным похотям души. У нас много бывает порочных пожеланий, но мы должны воздерживаться, потому что мы не свои, а **куплены ценою**. Он напоминает о величии благодеяния и образе нашего спасения, показывая, что мы искуплены тогда, когда были чуждыми Ему, и не просто, но **ценою**». Очевидно, ценою крови Единородного Сына Божия. «За вас излита Владычняя кровь; под Ним и состоите, и должны жить по Его законам» (Феодорит). «Так дорого искуплены вы из области сатаны; не бросайтесь же опять в нее чрез любодеяние» (Экумений). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои** **Или не знаете** того, **что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас**? Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши члены суть Христовы, - а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши храм суть Духа Святого, Который обитает в вас, - дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: //кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога** Устрашает еще более, - и величием дара, то есть Духа, и достоинством сообщившего дар, то есть Бога. Вы, говорит, храм, и притом святой: ибо вы - храм Святого Духа. Не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **Вы суть храм живущего в вас Святого Духа**. А всякий храм есть храм Бога. Если же мы есть храм Святого Духа, то Святой Дух есть Бог. Правда, говорится о «храме Соломоновом», но он называется так по имени построившего его. А если и в этом смысле мы называемся «храмами Святого Духа», то и тогда Святой Дух есть Бог. Ведь //устроивший все есть Бог// [[new:evr:03:04|(Евр. 3,4)]]. И так как мы есть «храм Святого Духа», поскольку Он обитает и Ему воздается поклонение в нас, то мы исповедуем Его Богом. Ибо //Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи// ([[new:mf:04:10|Мф. 4,10]]; [[old:vtor:16:03|Втор. 6,13]]). //**Послание о вере.**// ===== Тертуллиан ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои** С точки зрения платоников, тело это тюрьма; с точки зрения Павла, оно - храм Божий, потому что оно во Христе. //**О душе.**// ===== Севериан Габальский ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои** Согрешая блудом против тела, вы грешите против **храма** Божия, и этот грех изгоняет Дух Святой. //**Фрагменты.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои** Церковь поистине есть благословенная мать, воспитывающая всех чад, а также тело и сердце, в которых обитает Господь. И из-за того, что Дух находится в [человеке], поистине [тело] - храм, а [сердце] алтарь, ибо Господь наш пребывает там, как написано: //Тела ваши суть храм Господа// [[new:1kor:06:19|(1 Кор. 6:19)]] и «в вашем внутреннем человеке пребывает Христос» . //**Книга ступеней.**// ===== Амвросиаст ===== **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои** Выше Павел о храме Бога говорил, здесь же - о храме Святого Духа, ибо, в сущности, Дух Святой есть Бог. Это затем говорит, чтобы тела наши незапятнанными мы берегли, дабы мог в них жить Дух Святой. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-20 **Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии** Ап. удивляется, ужели коринфяне позабыли о том высоком назначении, какое имеет их тело? В самом деле, блудник отнимает у своего тела честь быть храмом Св. Духа! этот грех тем непростительнее, что и тело-то уже больше не принадлежит человеку самому по себе: оно куплено за известную (дорогую) цену (принесение в жертву Сына Божия). Поэтому мы должны в своем теле воздать славу его владетелю - Богу - славу, состоящую в достойном и святом употреблении отданного нам в пользование этого дара Божия. "Ты не имеешь власти над плотью для удовлетворения порочных пожеланий, а имеешь эту власть только для исполнения заповедей Божиих" //(Иоанн Злат.)//. [<10>]