[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** **«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу»** [[new:1kor:07:03|(1Кор.7:3)]]. Что значит: **«должное благорасположение»**? Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты уклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога; если же хочешь уклониться, то лишь с дозволения мужа, хотя бы это и на короткое время. Потому и называет это дело должным, чтобы показать, что никто (из супругов) не властен над собой, но – рабы друг друга. Итак, когда ты видишь, что блудница искушает тебя, ты скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена покушающимся нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. Если же ни муж, ни жена не властны над своим телом, то тем более над имуществом. Послушайте, имеющие мужей и имеющие жен: если вам не следует считать тела своим, то тем более имущества. Правда, в некоторых местах и ветхого и нового завета отдается мужу великое преимущество; так говорится: //«к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16)]]; и Павел в одном послании делает такое различие (между супругами): //«мужья, любите своих жен,... а жена да боится своего мужа»// [[new:ef:05:25|(Еф.5:25]], [[new:ef:05:33|33)]]; но здесь (приписывается обоим) одинаковая власть, ни больше, ни меньше. Почему? Потому, что у него речь о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии – нет, ни **«муж не властен над своим телом»**, ни жена [[new:1kor:07:04|(1Кор.7:4)]]. Большое равенство чести и никакого преимущества. //**Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Жене муж должную любовь да воздает; такожде и жена мужу** **Должную любовь** – οφειλομενην ευνοιαν – можно и так: должную верность ибо ευνοια – собственно благоумие; каждое из брачных лиц пусть держит тот благой ум, чтоб не знать стороннего. В иных рукописях вместо означенного слова стоит οφειλην – долг, разумея брачный долг, то есть верность. Так стоит в Синайской и Ватиканской рукописях. Так читал, кажется, и святой Златоуст. Мысль Апостола та, чтоб муж и жена сохраняли взаимную верность, по доброму друг к другу расположению. Блаженный Феодорит выясняет ее так: «Апостол узаконяет сие о целомудрии (супружеском,– верности), повелевая и мужу и жене равно нести супружеское иго (Экумений πιστιν – верность), и не смотреть на стороны, не расторгать уз, но питать друг к другу должную любовь. Он прежде дал сей закон мужу, потому что муж глава жене. Человеческие законы женам предписывают быть целомудренными (верными) и наказывают нарушающих сей закон, а от мужей не требуют равного целомудрия (верности); потому что мужи, как постановители законов, не заботились о равенстве, но оказали послабление себе самим. Божественный же Апостол, вдохновенный Божиею благодатию, мужьям первым предписывает законом целомудрие (верность). А поелику случалось, что или мужья, или жены, возлюбив воздержание, и без соизволения на то живущих с ними в супружестве удерживались от брачного общения, то, как и следовало, дает повеление и о сем». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу** Долгом, говорит, почитайте любовь друг к другу; и поскольку она - долг, то вы необходимо обязаны оказывать ее друг другу. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу** Человеческие законы предписывают женам быть целомудренными и наказывают преступающих этот закон, а от мужей не требуют равного целомудрия. Ибо мужи, как установители законов, не заботились о равенстве, но проявляли к себе снисхождение. Но божественный апостол, вдохновленный Божией благодатью, мужьям первым предписывает законом целомудрие. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу** Взаимно друг другу подчиняться им надлежит в данном случае, поскольку они есть одна плоть, одна и воля по закону природы. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим** Но чтобы брак достигал своей цели, для этого жить в браке нужно так, как требует этого самое существо этого установления: нужно исполнять каждому супругу свой супружеский долг (большинство древних рукописей читают только это слово - //долг//(τήν οφειλήν), а не //должное благорасположение// (τήν οφειλομένην ευνοίαν): оба супруга обязаны жертвовать друг другу своей личной независимостью. Отсюда-то безбрачие - //хорошо//(καλόν). - //Не уклоняйтесь//... Прерывать брачные сношения, по Апостолу, можно только 1) по обоюдному согласию; 2) на время, на некоторый срок и 3) для упражнения в делах благочестия - именно для молитвы (прибавка: //для поста// имеется только в очень малом числе рукописей). См. также Толкование на [[new:1kor:07:01#lopuxin_ap|1 Кор. 7:1]] [<10>]