[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** См. Толкование на [[new:1kor:07:03#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:3]] **//Беседы на 1-е послание к Коринфянам.//** ---- Когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине. Так пусть поступает и жена. В этом между ними совершенное равенство, хотя в других отноше­ниях Павел отдает большое преимущество мужу и говорит так: //«так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»// [[new:ef:05:33|(Еф.5:33)]], и еще: //«муж есть глава жены»//, и еще: «жены, повинуйтесь своим мужьям» [[new:ef:05:22|(Еф.5:22–23)]]; также в ветхом завете сказано: //«и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16)]], Как же здесь он определил равную взаимность подчинения и господства? В самом деле, сказать: **«жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена»** – значит определить полное равенство. Как муж есть госпо­дин ее тела, так и жена – госпожа его тела. Почему же он определил такое равенство? Потому что там необходимо превосход­ство; а здесь, когда дело идет о целомудрии и чистоте, то муж не имеет никакого преимущества пред женою, но подобно ей наказы­вается, если нарушает законы брака. И весьма справедливо. В самом деле, не для того пришла к тебе жена, оставила отца и мать и весь дом, чтобы подвергаться оскорблению, чтобы ты принимал вместо нее низкую служанку, чтобы делал ей мно­жество неприятностей; ты взял в ней спутницу, подругу жизни, свободную и равночестную. Подлинно, не безрассудно ли, – полу­чив приданое, показывать свою благорасположенность и нисколько не уменьшать его, а то, что драгоценнее всякого приданого, це­ломудрие и чистоту и тело свое, которое есть собственность жены, растлевать и осквернять? Если ты истратишь приданое, то отве­чаешь пред тестем; а если потеряешь целомудрие, то дашь отчет Богу, который установил брак и вручил тебе жену. **//Беседа на слова апостола: во избежание блуда каждый имей свою жену.//** ---- Ст. 4-5 Итак, если позовет тебя блуд­ница, примени к себе это наставление и скажи: **«муж не властен над своим телом, но жена»**; напиши эти слова в своем сердце и скажи блуднице: что зовешь меня? Это не мое тело, а моей жены; я не смею продать чужого. Я не смею тратить ее приданое, не смею распоря­диться ее имуществом, не могу осквернить принадлежащего ей тела. Так ли? Не могу. Скажи блуднице: что зовешь меня? Не подходи к нему: это не мое, чужое. Ведь это тело не принадлежит блуднице? Я не принимаю тела блудницы: это тело моей жены. Побойся Христа и скажи, что тела наши – члены Христовы. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят: **«жена не властна над своим телом, но муж»**. Вникни, какая мудрость заключается в этих сло­вах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют чи­стых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх долж­ного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: **«не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию»**. Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не поль­зуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если с то­бою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и взывает: **«не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию»**. Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сра­жения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но **«не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию»**. И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Но **«не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию»**. Всякого распоря­дителя брака превосходит Павел, невестоводитель вселенной. Поэтому он и не стыдится говорить: //«брак у всех да будет честен и ложе непорочно»// [[new:evr:13:04|(Евр.13:4)]]. Ведь и Сам Владыка его пришел на брак, воздавая честь браку Своим присутствием, и даже принес дары, превратив воду в вино. **//Беседа на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Уриной.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Жена своим телом не владеет, но муж; такожде и муж своим телом не владеет, но жена** «Поелику супружеский закон соделал их одною плотию, то Апостол справедливо тело жены назвал принадлежащим мужу, а также и тело мужа – состоящим под властию жены. Но здесь женам первым изрек закон, потому что у жен большею частию, преимущественно пред мужьями, в обычае любить воздержание» (Феодорит). «Жена, говорит, не властна над своим телом, но есть раба и вместе госпожа мужа. То же и мужу говорит, показывая, что ни один из супругов не властен над собою, но что они рабы друг другу. Посему когда ты видишь, что блудница искушает тебя, то скажи: мое тело принадлежит не мне, а жене. То же пусть говорит и жена, когда кто стал бы покушаться нарушить ее целомудрие: мое тело принадлежит не мне, а мужу. В некоторых местах Писания отдается мужу большее преимущество, но здесь Апостол приписывает обоим одинаковую власть, ни больше, ни меньше. Почему? – Потому что здесь он говорит о целомудрии. В других отношениях, говорит, муж пусть имеет преимущество, а в целомудрии нет; муж своим телом не владеет, равно как и жена,– совершенное равенство, и никакого преимущества» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** Например, была бы некая благообразная женщина и некий богатый мужчина взял бы ее в жены, чтобы она жила с ним и разделяла его жизнь, то и она все, чем обладает, принесет ему, и он даст ей все свое, и у них становится один дом, одна природа, одна личность; и она не только господствует над всем его имуществом, но и тела его удостаивается; потому что его тело принадлежит ей, по словам Апостола: «**Муж своим телом не владеет, но жена**». Так и в отношении Бога имеется истинное и неизреченное общение души с Господом; общаясь со Христом, она становится единым духом с Ним и затем, необходимо следует, становится госпожою над всеми Его неизреченными сокровищами, потому что она является невестой Великого Царя, Христа. Ибо Господь соблаговолил, чтобы верные Его были, по выражению Писания, «//причастниками Божеского естества//», потому что говорится: «//Дабы вы соделалисъ причастниками Божеского естества//» [[new:2pet:01:04|(2 Пет. 1, 4)]]. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** Теперь доказывает, что любовь друг к другу, действительно, есть долг необходимый. Ибо не властны, говорит, супруги над своими телами, но жена есть раба и вместе госпожа своего мужа: раба, поскольку не имеет власти над своим телом, чтобы продавать оное, кому захочет, но владеет им муж; а госпожа потому, что тело мужа есть ее тело, и он не властен давать оное блудницам. Подобным образом и муж есть раб и вместе господин своей жены. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** Итак, муж властен над телом жены и, имея такую власть, если желает, пусть не пользуется этой властью. Мы не воспользовались этой властью... Итак, жена властна над телом мужа, и неужели она не может не пользоваться этой властью? //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена** См. Толкование на [[new:1kor:07:03#lopuxin_ap|1 Кор. 7:3]] [<10>]