[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться** См. Толкование на [[new:1kor:07:06#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:6]] **//Беседы на 1-е послание к Коринфянам.//** ---- Многие повторяют и некоторые другие места из Писаний, превратно толкуя их. Написано, говорят: если ты разжигаешься, то женись. Но нигде этого не написано таким образом; а как именно сказано, посмотри. **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться** [[new:1kor:07:08|(1Кор.7:8,9)]]. Разве не тоже самое, говорят, заключается в словах: если ты разжигаешься, то женись? Если бы даже тоже самое значили слова: если ты разжигаешься, то женись, – и тогда не следовало бы, отрывая их, искажать целое изре­чение Писания и передавать мысли Писания собственными сло­вами; но здесь мы найдем и великое различие. Когда ты просто говоришь: если разжигаешься, то женись, тогда даешь позволе­ние всем решившимся пребывать в девстве, в случае про­буждения похоти, нарушать завет с Богом, перебегать в брачное состояние и забывать прежний обет. Но когда ты узнаешь, кому говорит это Павел, именно, не всем вообще, но тем, которые еще не дали обетов, тогда ты можешь уничтожить такое вредное и гибельное позволение. **Говорю**, говорит апостол, **безбрачным же и вдовам**, не давшим обет вдовства, но еще не решившимся ни на то, ни на другое, а находящимся в некотором среднем состоянии между тем и другим намерением. Например: если какая-нибудь жена лишилась мужа и еще не рассудила в самой себе и не решила, остаться ли ей во вдовстве, или вступить во второй брак, – такой, говорит он, я внушаю, что лучше оставаться так; если же она не может переносить этого бремени, то пусть всту­пает в брак; но те, которые уже определили себя и запи­сались в звание вдовиц и заключили завет с Богом, уже не властны, говорит, вступать во второй брак. Потому пиша о них в послании к Тимофею, он говорит так: //молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру// [[new:1tim:05:11|(1Тим.5:11,12)]]. Видишь ли, как здесь он укоряет и наказывает их и признает достойными суда и осуждения за то, что они нарушали завет с Богом и изменяли обету? Таким образом отсюда видно, что приведенное изречение относится не к давшим обет. Потому должно не просто произносить его, но знать и те лица, к которым обращаются Писания. //**Беседа на слова пророка Иеремии: "Господи, не в воле человека путь его."**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз** «Постановив приличные законы живущим в супружестве, Апостол пишет, что надлежало делать тем, которые не прияли на себя супружеского ига, или и прияли, но потом узы сии расторгнуты смертию, и оплакивают они вдовство» (Феодорит). То есть **безбрачным и вдовицам**. Иные говорят, что в соответствие вдовицам под **безбрачными** должно разуметь вдовцов. Не лучше ли при безбрачных мужчинах доразумевать и безбрачных женщин, а при вдовицах и вдовцов? Цель речи Апостола сказать наставление тем, кои вне супружеского союза состоят, после того как сказал состоящим в нем; а таких два класса: одни совсем не брачились, а другие овдовели после брака. Что же он говорит им? Хорошо пребыть им, как я,– то есть одним совсем не брачиться, а другим не вступать в брак после вдовства. «Апостол опять дает видеть, что он из числа не вступивших в брак, ибо не было причины включать себя в число вдовцов тому, кто был еще юношею, когда сподобился призвания (к Апостольству). Никто да не подумает, что он узаконяет безбрачную жизнь мужам и воздержание после брака одним женам. Ибо тому и другому он обучает и тот, и другой пол» (Феодорит). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я** **Безбрачным же**, или жены не имеющим, тем именно, кои вдовцы, или которые вдовы суть, **хорошо (есть) им, если так останутся, как и я**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Августин ===== **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я** Эти слова следует понимать так, чтобы мы не думали, будто вдов нельзя называть **безбрачными**, так как они имеют опыт брака. **Безбрачными** он называет всех, кто не имеет брачной связи, независимо от того, имели ее прежде или нет. //**О благе вдовства.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться** Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я** Здесь Ап. выводит следствие из того положения, что безбрачие - **хорошо**. И безбрачным мужчинам (т. е. неженатым и овдовевшим) и вдовам хорошо остаться в таком положении. - Почему Ап. вдовцов не упоминает отдельно, а вдов упоминает? Вдовство женщины ставит ее в несколько иные, более неблагоприятные, условия, чем мужчину - ей жить труднее, и потому Ап. счел нужным сказать, что он не исключает даже в своем указании таких необеспеченных лиц, как вдовы. Притом вдова сама могла распорядиться своею судьбою, чего не предоставлялось девице. Поэтому то здесь Ап. и не упомянул о девах. См. также Толкование на [[new:1kor:07:01#lopuxin_ap|1 Кор. 7:1]] [<10>]