[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 27-39 **Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе** **«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены»** [[new:1kor:07:27|(1Кор.7:27)]]. Эти слова не противоречат прежним, но совершенно согласны. Там он говорил: //«разве по согласию»//; и здесь говорит: **«соединен ли ты с женой? не ищи развода»**. Одно не противоречит другому, потому что совершаемое против воли есть расторжение; а если оба (муж и жена) воздерживаются по согласию, это – не расторжение. Чтобы сказанное не было принято как закон, (апостол) присовокупляет: **«впрочем, если и женишься, не согрешишь»** [[new:1kor:07:28|(1Кор.7:28)]]. Далее ссылается на обстоятельства, настоятельную нужду, стеснительное время и скорбь. Брак сопровождается многими затруднениями, на которые он и указывает как здесь, так и в беседе о воздержании. Там он говорил: жена не владеет собою; а здесь говорит: **«соединен ты»**. **«И если девица выйдет замуж, не согрешит»**: разумеет не деву, избравшую девство; такая (вступая в брак) грешит. Если осуждаются вдовы, которые, однажды решившись оставаться во вдовстве, вступают во второй брак, то тем более девы. **«Но таковые будут иметь скорби по плоти»**. Но, скажешь, вместе и удовольствие. И это, смотри, как (Павел) ограничил краткостью времени: **«время**, – говорит, – **уже коротко»** [[new:1kor:07:29|(1Кор.7:29)]], т. е. нам заповедано уже идти отсюда и готовиться к исходу, а ты стремишься внутрь. Если бы брак не сопровождался никакими скорбями, и в таком случае надлежало бы стремиться к будущему; если же он сопровождается скорбями, то какая нужда налагать на себя бремя? Какая необходимость принимать на себя такое бремя, которое и приняв должно нести так, как бы не приняв? **«Так что имеющие жен**, – говорит, – **должны быть, как не имеющие»**. Сказав нечто о будущем, далее он опять обращается к настоящему, – именно: духовное, что одна заботится о делах мужа, другая же о делах Божиих [[new:1kor:07:34|(1Кор.7:34)]]; а житейское, что **«хочу, чтобы вы были без забот»** [[new:1kor:07:32|(1Кор.7:32)]]. Впрочем и это он предоставляет на их волю. Кто, указав достойное избрания, снова понуждает к этому, тот как бы не доверяет собственным словам; (а Павел) самой уступчивостью еще более побуждает и склоняет: **«говорю это**, – говорит, – **для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили»** [[new:1kor:07:35|(1Кор.7:35)]]. Пусть девы слышат, что не этим определяется девство: та, которая заботится о мирском, не есть благообразная дева. Сказав: **«Есть разность между замужнею и девицею»** [[new:1kor:07:33|(1Кор.7:33)]], (апостол) здесь объясняет, в чем состоит их различие друг от друга. Отличительным признаком девы и не девы он поставляет не брак и не воздержание, а свободу от забот (у одной) и множество забот (у другой). Не сожитие есть зло, а препятствие к любомудрию. **«Если же кто почитает неприличным для своей девицы»** [[new:1kor:07:36|(1Кор.7:36)]]. Здесь, по-видимому, он говорит о браке, но все направляет к речи о девстве; дозволяя и второй брак, говорит: **«только о Господе»** [[new:1kor:07:39|(1Кор.7:39)]]. Что значит: **о Господе**? С целомудрием, с честностью. Эти добродетели везде нужны, и о них должно заботиться; иначе невозможно узреть Бога. //**Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Привязался ли еси жене? не ищи разрешения; отрешился ли еси жены? не ищи жены** **Привязался ли жене**,– разумеется посредством брака, то же что вступил ли в брак, женился ли.– **Не ищи разрешения**,– не того временного, по взаимному согласию, себя-лишения, о коем говорилось прежде [[new:1kor:07:05|(7, 5)]], но развода, того, чтобы бросить жену. Опять подтверждает нерасторжимость брака. Прежде вступления в брак ищи свободы от жены; а когда вступил, неси тяготу ее и не бросай, как бы тяжело ни было.– **Отрешился ли еси жены**,– λελησαι, можно и так: отрешился ли ты от жены, с которою был сочетан браком, по причине ее смерти; и можно так: отрешен ли еси от жены, то есть совсем не вступал в брак. В том и другом случае **не ищи жены**, то есть не вступай в брак. Выражено в форме решительного повеления; между тем как везде тут предлагается это как совет, то есть если можешь, если чувствуешь себя довольно сильным к тому. Итак, или надобно доразумевать это условие, или объяснять эту решительную форму таким образом: выше сказал, что за настоящую нужду лучше //человеку быти тако//, то есть не иметь жены. Женатые могли подумать или предложить вопрос: так что же? Нам бросить жен? – Нет, отвечал Апостол; моя мысль вот какая: если ты отрешен, не связан браком с женою, не ищи жены; а если связан, то не ищи разрешения,– того, чтобы ее бросить. Так Фотий у Экумения. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь** Словами **соединен ли ты с женой?** показал, что брак, как узы, приносит с собой неприятности. //Разводом// называет не воздержание по согласию, но развод без достаточной причины; ибо если супруги воздерживаются по согласию, то это не развод. Сказав **не ищи жены**, дабы не подумали, что заповедует безбрачие, прибавляет: **впрочем, если и женишься, не согрешишь**. Смотри, между тем, как неприметно побуждает к девству, называя брак узами, а девство разрешением и свободой. **И если девица выйдет замуж, не согрешит** Под девой здесь разумеет не ту, которая посвящена Богу (ибо, если эта выйдет замуж, то, без сомнения, согрешит, так как чрез это, кроме Жениха своего - Христа введет к себе прелюбодея), но еще безбрачную отроковицу. Итак, если таковая выйдет замуж, не согрешит; потому что брак не заключает в себе ничего нечистого. **Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль** Скорбями называет заботы и печали, сопряженные с браком. **А мне**, продолжает, **вас жаль**, как детей, и желаю, чтобы вы были свободны и беспечальны. Брак - узы; и те, которые находятся под его игом, не имеют власти над собой, как сказано выше. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены** Таковы советы лечащего, поскольку говорит, что не должно оставлять жену, кроме как по причине блуда. Часто своих жен оставляющие, под прикрытием воздержания, других обманывают, остывая к своему намерению. Но если кто предпочитает жить со своей женой, да побуждает ее жить чище, без соблазнов. **Остался без жены? не ищи жены.** Знающий об этом как о более приемлемом для Бога... да не ищет жены, и от прочих да воздержится. Ибо какая польза томление плоти подавлять, то есть законное презирать, а незаконному подчиняться? //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-28 **Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль** Мысль о неудобствах, сопряженных с брачным состоянием Ап. здесь раскрывает с большею обстоятельностью. Конечно, нет греха и в брачной жизни, но в настоящем положении христианства придется женатому и замужней потерпеть не мало неприятностей в жизни, которые легче переносить человеку, когда он одинок. - //Скорбь по плоти// - это внешние, телесные нужды, какие должны были особенно удручать христиан семейных во время гонений. См. также Толкование на [[new:1kor:07:25#lopuxin_ap|1 Кор. 7:25]] [<10>]