[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** См. Толкование на [[new:1kor:07:27#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 7:27]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Святой апостол, говоря о девстве тем, которые избрали жизнь девственную, описывает идеал этой жизни следующим образом: **незамужняя заботится о Господнем… чтобы быть святою и телом и духом**, то есть чтобы быть чистой и душой и телом. [Говоря так, апостол] повелевает избегать всякого греха, явного и тайного, то есть осуществленного на деле или [совершенного] в помыслах. Цель этого [подвига] заключается в том, чтобы, почтив душу девством, приблизить ее к Богу и сделать невестой Христовой. Ведь желающий подружиться с кем‑либо должен через подражание усвоить образ [жизни] того, с кем он сближается. Поэтому и душе, жаждущей стать невестой Христовой, необходимо уподобляться с помощью добродетелей красоте Его. Ибо со Светом никогда не соединится тот, кто не устремляет взор свой к этому Свету. //И всякий, имеющий сию надежду//, внимает словам апостола Иоанна:// очищает себя так, как Он чист// [[new:1in:03:03|(1 Ин. 3, 3)]], и словам апостола Павла: //Будьте подражателями мне, как я Христу// [[new:1kor:11:01|(1 Кор. 11, 1)]]. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Для незамужней женщины девство ее стена, защищающая ее от бурь мира сего. Будучи укрепленной оградой Божией защиты, она не подвержена порывам ветра мира сего. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Разделися жена и дева: непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом; а посягшая печется о мирских, како угодити мужу** **Разделися жена и дева**, то есть такое же различие и у замужней женщины с девственницею. Эта последняя заботится только о том, как угодить Господу, храня в святости и тело, и душу, а та заботится только о том, как угодить мужу, с соприкосновенными с этим и другими заботами. Апостол различает, чтó во внимании, в цели и в сердце у той и другой: у одной Господь и все Господнее, у другой – муж с другими суетностями. Сколько отстоит небо от земли и Творец от твари, настолько отстоит душевное состояние первой от второй.– При этом очевидно, что Апостол противополагает деву, исключительно себя посвятившую Господу, жене осуетившейся. Но если и эта станет иметь заботу об угождении и Господу, то насколько потрудится в сем угождении, настолько вкусит и благобытия, свойственного первой. Только то несомненно, что ей никак нельзя дойти до совершенства первой, потому что и время тратит на неизбежные хлопоты, и сердце приобщает плотским сластям, которые в своей мере умаляют всегда вкушение благ духовных. Семейные знают, как совершенно чистыми от плотяности им быть нельзя. Если это нельзя, то и совершенства духовного полного достигнуть им нельзя. Хорошо заметил Апостол: **да будет свята и телом и духом**. «Не довольно быть святою телом, надо быть святою и духом. Ибо истинное девство есть чистота души. Но есть много таких дев, которые телом чисты и непорочны, а душою запятнаны. И на то еще обрати внимание, что та уже не девственница, которою владеют попечения мирские. Посему, когда увидишь, что какая-либо дева, девство восприявшая, вдается в мирские попечения, знай, что ничем не разнится она от замужней. Павел точно определил черты, по которым их различать должно,– это не брак только и безбрачие, но многопопечительность и беспопечение, так что многопопечительная уже не девственница: ибо чем тогда разнится она от замужней, многопекущейся о том, как угодить мужу и другим суетностям?» (Феофилакт). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Апостол, ясно научая, каковыми должны быть души, удалившиеся от брака и [освободившиеся] от уз мира [сего], а также желающие подвизаться в девстве, говорит: **Незамужняя заботится о Господнем, чтобы быть святою и телом и духом**. Апостол наказывает этой [незамужней] быть вне [всяких] прегрешений, как осуществляемых на деле, так и совершаемых в мысли, то есть явных и тайных [грехов], поскольку возжелала она стать невестой Христовой, чтобы сочетаться браком с незапятнанным и чистым Небесным Царем. Ведь душе, жаждущей сочетаться с Ним, и желающей стать //одним духом// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6, 17)]] с Ним следует уподобиться Его безукоризненной и чистой красоте, согласно сказанному блаженным Иоанном: //Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист// [[new:1in:03:03|(1 Ин. 3, 3)]]. //**Великое послание.**// ===== Блаж. Августин ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Это не должно означать, что замужняя женщина не должна быть **святою и телом и духом**. //**О благе вдовства.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Не довольно быть святой телом, но должно быть таковой и по духу, ибо в этом, то есть в чистоте души, состоит истинное девство. На опыте многие, будучи чисты и непорочны по телу, скверны по душе. Сверх сего, обрати внимание и на то, что та не дева, которая печется о мире. Посему, когда увидишь женщину, которая выдает себя за деву, а между тем печется о мирском, то знай, что она нисколько не отличается от замужней. Павел для обеих положил определенные признаки, по которым можно распознавать их, - не брак и воздержание, но, с одной стороны, большую и беспокойную деятельность, а с другой - спокойное занятие своими делами. Следовательно, та не дева, которая обременяет себя множеством суетных занятий. А замужняя продолжает заботиться о том, как угодить мужу, и потому прилагает особенное попечение о своей красоте, или, чтобы почитали ее доброй хозяйкой, показывает себя нерасточительной и бережливой. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** Поскольку в надежде небесной она заботами о муже и детях не связана, думает о Господе, намерение посвятить себя Богу охраняет, если в чистом теле дух, отбрасывающий земное, стремится к небесному. Ибо дух есть то, что либо освящает, либо оскверняет тело. Что пользы иметь чистое тело и оскверненную душу, когда по достоинству души и тело чествуется или осуждается? //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу** См. Толкование на [[new:1kor:07:33#lopuxin_ap|1 Кор. 7:33]] [<10>]