[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 7:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети** Сказав: **«но она блаженнее»**, и предупреждая, чтобы ты не подумал, будто это закон человеческий, услышав слова его: **«по моему совету», он присовокупил: «а думаю, и я имею Духа Божия»**. Поэтому ты не можешь сказать, что это – мнение челове­ческое, но это – определение благодати Духа и закон божествен­ный. Итак, не будем думать, что это – слова Павла, но – Уте­шителя, который преподает нам такой закон. Если же он го­ворит: **«думаю»**, то говорит не как не знающий, но как умеренный и скромный. Таким образом, о том, что она **«блаженнее»**, он сказал; а как **«блаженнее»**, об этом не прибавил, сде­лав достаточное указание в том, что он преподает опреде­ление Духа. Если же ты хочешь исследовать это и суждением, то найдешь здесь великое обилие доказательств, и увидишь, что вдова блаженнее не только по отношению к будущему веку, но и в настоящей жизни. **//Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Блаженнейша же есть, аще тако пребудет, по моему совету; мнюся бо и аз Духа Божия имети** Снисходит на второй брак, но «блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак. Ибо как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие – второбрачия» (Феофилакт). **По моему совету**, так я думаю, предлагаю, убеждаю, не закон налагая, а свободе предоставляя выбор лучшего. «Потом, чтобы не сказал кто: если это не законоположение, какая нужда поступать когда-либо по этому совету? – Апостол присовокупил, что советует это по внушению Духа Святого. Хотя по немощи вашей не возводится этот совет в закон, но предложение его идет свыше. **Мнюся бо и аз Духа Божия имети**. Не думайте, что эти советы – мои, человеческие; нет, они суть законоположения Духа Утешителя» (Экумений). Он законоположил, чтоб такие дела предлагаемы были в Церкви как совет, и чтобы делающие их делали по полному своему произволу; но то самое, что Он внушил дать такой совет, заставляет быть убежденными, что Ему желательно, чтобы он был исполняем. Неузаконение сего не есть умаление достоинства девства, а его возвышение. Его приносят как жертву и дар, а не как иго закона несут. //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** См. Толкование на [[new:1kor:07:39#blazh_feofilakt_bolgarskij|1 Кор. 7:39]] ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** Надо отметить, что ту, которая воздерживается от супружества, следует называть не просто блаженною, но апостол назвал ее **блаженнейшею**, научая этим, что и вступившая во второй брак вовсе не несчастна, но блаженна, сочетавшись по апостольскому закону. Ибо и она оказывается сравнительно блаженною. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** Это сказано для сравнения: [вдова] блаженна, если выйдет замуж и будет под покровительством мужа, но **блаженнее**, если, заботясь о благочестии, не выйдет замуж, но посвятит себя Богу. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** Чтобы подчеркнуть законность и прозорливость своего совета, самоуничижением в слове Павел придает речи высокое звучание. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия** См. Толкование на [[new:1kor:07:39#lopuxin_ap|1 Кор. 7:39]] [<10>]