[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 8:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** **«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»** [[new:1kor:08:05|(1Кор.8:5–6)]]. Так как он сказал, что идол – ничто и нет другого Бога, а между тем были и идолы и так называемые боги, то, чтобы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: **«ибо хотя и есть так называемые боги»**: хотя и есть (боги), не просто (боги), а так называемые, т. е. не действительно существующие, а только так называемые. **«Или на небе, или на земле».** На небе разумеет солнце, луну и остальной хор светил, потому что язычники поклонялись и им; а на земле – бесов и всех обоготворенных людей. **«Но у нас один Бог Отец»**. Прежде не употребил слова: Отец, когда сказал: //«нет иного Бога, кроме Единого»//; А теперь, когда решительно отверг их (языческих богов), прибавляет и это слово. Потом приводит важнейшее доказательство божества, именно: **«из Которого все»**. Отсюда видно, что эти (идолы) – не боги: //«боги//, – говорит (Писание), – //которые не сотворили неба и земли, исчезнут»// [[old:ier:10:11|(Иер.10:11)]]. Далее предлагает и другое не менее важное (доказательство): **«и мы для Него»**. Словами: **«из Которого все»** он указывает на сотворение и приведение из небытия в бытие; а словами: **«и мы для Него»** указывает на веру и соединение с Ним, как он говорил и выше: //«от Него и вы во Христе Иисусе»// [[new:1kor:01:30|(1Кор.1:30)]]. Мы от Него двояким образом: по бытию и по вере, которая также есть творение, как он говорит в другом месте: //«дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека»// [[new:ef:02:15|(Еф.2:15)]]. **«И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»**. Сказанное надобно опять разуметь и о Христе; чрез Него род человеческий приведен и из небытия в бытие, и от заблуждения к истине, так что выражение: **«Которым»** не значит – без Христа; мы сотворены Им чрез Христа. Самые названия, употребленные апостолом, не надобно разуметь так, будто бы исключительно принадлежали – Сыну название Господь, а Отцу название Бог. В Писании часто употребляется одно вместо другого, например, когда говорится: //«сказал Господь Господу моему»// [[old:ps:109:01|(Пс.109:1)]]; и еще: //«посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой»// [[old:ps:044:08|(Пс.44:8)]]; и еще: //«от них Христос по плоти, сущий над всем Бог»// [[new:rim:09:05|(Рим.9:5)]]. И во многих других местах эти названия употребляются одно вместо другого. Если бы каждое из них исключительно принадлежало одному Лицу, если бы Сын не был Богом и таким Богом, как Отец, а был бы только Сыном, то Павел, сказав: **«но нам один Бог»**, напрасно прибавил бы слово: Отец, для означения Нерожденного, потому что для этого достаточно было бы сказать слово: Бог, если бы оно принадлежало Ему одному. Не только это, но и другое еще можно сказать. Если же бы ты сказал, что Бог назван единым, а следовательно имя Бога не свойственно Сыну, то смотри: и о Сыне сказано то же самое; и Сын назван единым Господом; однако мы не говорим, что поэтому имя Господа свойственно Ему одному. Потому, какое значение имеет слово: один по отношению к Сыну, такое же и по отношению к Отцу; как то, что Сын называется одним Господом, не препятствует Отцу быть Господом и таким же Господом, как Сын, так и то, что Отец называется одним Богом, не препятствует Сыну быть Богом и таким же Богом, как Отец. Если же кто спросит: почему (апостол) не упомянул о Духе? – то мы ответим: потому, что он говорил к идолослужителям и опровергал их учение о множестве богов и множестве господ. Потому Он и назвал Отца Богом, а Сына Господом. Если же он не решился здесь назвать Господом Отца вместе с Сыном, чтобы не думали, что он признает двух Господ, равно назвать Богом Сына вместе с Отцом, чтобы не подумали, что он признает двух Богов, то удивительно ли, что он не упомянул о Духе? Он здесь имел в виду язычников и доказывал, что мы не признаем многобожия; потому и повторяет часто слово: **«один»**: **«нет**, – говорит, – **иного Бога, кроме Единого»**, и: **«нам один Бог и один Господь».** Отсюда видно, что он, из снисхождения к немощи слушателей, употребил такой образ речи и из-за этого не упомянул о Духе. А если бы не так, то и в других местах не следовало бы упоминать о Духе и поставлять Его наравне с Отцом и Сыном. Если бы (Дух) не был равен Отцу и Сыну, то особенно не следовало бы поставлять Его наравне (с Ними) в крещении, в котором преимущественно открывается достоинство Божества и сообщаются такие дары, которые сообщать свойственно одному Богу. Таким образом я показал причину, почему здесь умолчано (о Духе). Если же не так, то ты скажи: почему Он поставляется наравне (с Отцом и Сыном) в крещении? Не можешь указать другой причины, кроме той, что Они равночестны. Потому (и Павел), когда нет подобной надобности, смотри, как поставляет Их вместе, говоря: //«благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами»// [[new:2kor:13:13|(2Кор.13:13)]]. И еще: //«дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же»// [[new:1kor:12:04|(1Кор.12:4–6)]]. А здесь он обращает речь к язычникам, и притом к слабейшим из язычников, и потому пока умалчивает (о Духе). То же делают и пророки по отношению к Сыну: они нигде ясно не упоминают о Нем по немощи слушателей. //**Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози и господие мнози** **Аще бо и суть**, не на деле **суть, а суть глаголемии**, именуются так, называют их так: боги, а на деле они не суть то.– На небеси боги,– или воображаемые мечтательные существа, или солнце, луна, звезды.– **На земли** боги – земные твари или люди, чем-либо прославившиеся и почитаемые за богов.– **Якоже суть бози мнози и господие мнози**. Опять **суть** не на деле, а почитаются такими. Этим говорится как бы: ибо вот смотри, сколько богов и господ чтится всюду. Боги и господы – не высшие и низшие боги, а одно и то же значат: кому-кому не воздают божеской чести? – И все это – мечты. Святой Златоуст говорит: «Так как он сказал, что идол есть ничто и нет другого Бога,– а между тем были и идолы, и так называемые боги,– то, дабы не подумали, что он отвергает очевидное, присовокупляет: **аще и суть глаголемии бози** – хотя и есть боги, не просто боги, а глаголемии, то есть не действительно существующие, а только так называемые. **Или на небеси, или на земли**. На небе разумеет солнце, луну и прочие светила, ибо язычники поклонялись и им; а на земле бесов и всех обоготворенных людей».– Феодорит пишет: «Еллины утверждают бытие многих богов, их же именуют и господами, но они вовсе не существуют, известны же по одним именам. По еллинскому баснословию, одних богов называли небесными, как то: Дия, Аполлона, Иру, Афину, а других земными, как то: источники, реки, так называемых нимф, Иракла, Диониса, Асклипия и тысячи других». //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 5-6 **Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** **Ибо хотя и есть** предметы, коим воздается богопочтение, **на небе или на земле**, как уже сказал я, так как на небе солнце и луна называются богами, и другие также предметы на земле, - **но для нас один Бог Отец, из Коего все** создано,** и один Господь Иисус Христос, чрез Коего все** создано. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него** Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть **так называемые** боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. **Или на небе**, как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. **Или на земле**, как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. **Но у нас один Бог Отец, из Которого все**: этим указывает на то, что Он Творец; **и мы для** (εις) ** Него**: этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему. **И один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова **один Бог Отец и один Господь Иисус Христос**, не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: //от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог// ([[new:rim:09:05|Рим. 9:5]]); равно и Отец называется Господом, например, в словах: //сказал Господь Господу моему// ([[old:ps:109:01|Пс. 109:1]]). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: **нет Бога, кроме Единого**; и: **один Бог**; и **один Господь**. Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им** Здесь Ап. несколько ограничивает свою мысль о ничтожестве язычества. //Есть так называемые боги//. Фантазия язычников населила божествами и небо и землю, с ее горами, морями, источниками и лесами. Но это боги - только по названию, по имени; существование их - мнимое! Они существуют (есть) - только в воображении их почитателей. - //Так как есть много богов и господ много//. Здесь Ап. хочет сказать, что если отдельные мифологические божества есть не иное что как только образы, созданные человеческой фантазией, то все-таки за этими образами стоят действительно существующие силы, с которыми приходится считаться. Что же это за силы? Ап. смотрит на язычество вообще как на дело злых духов, которые отклонили человечество от Бога и образовавшуюся после этого в сердцах людей пустоту заполнили ничтожными и нечистыми образами фантазии. Он говорит поэтому, что жертвы свои язычники приносят бесам [[new:1kor:10:20|(X:20)]], что бесы - мироправители тьмы века сего[[new:ef:04:12| (Еф VI:12)]], что сатана есть бог этого мира [[new:2kor:04:04|(2Кор. IV:4)]]. Таким образом, выражение: //много богов// может обозначать у Апостола высших духов царства тьмы, а выражение: господ много - духов низшего разряда, стоящих в распоряжении первых [Ph. //Bachmann// видит здесь обозначение добрых ангелов, которые действительно пребывают на небе, и богов личных - императоров, судей в смысле пс. СХХХIIІ. Но основания, какие он приводит для своего мнения, весьма неубедительны...] - Не противоречит ли высказанный здесь Апостолом взгляд на происхождение язычества той теории, какую мы находим в 1-й главе послания к Римлянам? Нет, противоречия тут нет, а есть только пополнение к той теории. Там Ап. объясняет происхождение язычества чисто психологически, не упоминая о влиянии в этом деле злых духов. Он делает это для того, чтобы выяснить греховность самого человечества, которое все было проникнуто грехом и создало потому такое греховное дело как идолопоклонство. Здесь же, для того чтобы дать некоторые практические указания коринфянам, он указывает прежде всего на бесовское влияние в деле создания язычества. - //Но у нас//... этим богам и господам, существующим только в воображении и однако имеющим за собою известную реальность, Ап. противопоставляет Единого Бога и Единого Господа. - Отец - по отношению ко Христу и верующим. - //Из которого все//, т. е. все происходит только от Бога. - //И мы для Него// (εις αυτόν) т. е. в Нем мы имеем цель своего существования. Ап. хочет здесь показать не величие и совершенство Божии, а разъяснить, что ничего не может осквернить верующих (даже и мясо принесенное в жертву идолам ср. 10). В самом деле, как может что-нибудь происшедшее от Бога воспрепятствовать человеку в исполнении своего назначения, своего служения Богу? - //И Один Господь//... Как Бог противопоставляется языческим главным божествам, так и Христос противополагается божествам второго разряда, являющимися посредниками между этими высшими божествами и миром. - //Которым все//. О Боге было сказано, что //из Него//(εξ αυτου̃) все, о Христе - //чрез Него//(δι ου̃). Но как там, так и здесь речь идет о творении мира, где Бог был Первовиновником, а Сын Божий - орудием, исполнителем (ср. [[new:in:01:03|Ин I:3;]] [[new:kol:01:15|Кол I:15-17]]). - //И мы Им//. Здесь слово //мы// представляет собою противоположение слову //все//. Ап. здесь указывает на духовное творение или на искупление (ср. [[new:kol:01:18|Кол I:18-22]]). Таким образом, по его представлению, в физическом отношении мы - от Бога и чрез Христа, а в духовном - //чрез// Христа и //для// Бога. - Это место важно как доказательство того, что Апостол имел уже в раннее время то же представление о Христе, какое он высказывает в своих позднейших посланиях (Колоссянам, Ефесянам, Филиппийцам). См. также Толкование на [[new:1kor:08:01#lopuxin_ap|1 Кор. 8:1]] [<10>]