[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 8:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное** Сказав: //«блюдите..., да не како власть ваша сия преткновение будет»// [[new:1kor:08:09|(1Кор.8:9)]], он объясняет, как и каким образом это бывает. Постоянно указывает на немощь, чтобы не подумали, что вред происходит от свойства самого дела, и чтобы демоны не представлялись страшными. Теперь, говорит, (брат твой) близок к тому, чтобы совершенно оставить идолов; но когда он видит, что ты охотно ходишь к ним, то принимает это за руководство для себя и сам делает то же. Таким образом соблазн происходит не только от его немощи, но и от твоего неблагоразумия; ты делаешь его еще более немощным. //**Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.**// ---- Мы же, слегка изменив [эти слова], скажем: если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание благочестия, проводишь дни на тех бесполезных и губительных сборищах, не будет ли поощряемо его немощное сознание еще ревностнее предаваться подобным занятиям? Ибо что говорил тот блаженный апостол, сдерживая тех, кто после познания благочестия неразумно устремляется в капища и становится для других причиной соблазна, то благовременно скажем ныне и мы тем, кто торопится на те беззаконные совещания и предпочитает здешнему собранию мирские развлечения. //**Огласительные слова к просвещаемым.**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное** Не может быть одной и той же пища и спасаемых, и гибнущих... Итак, нам не следует по примеру сына евангельского богача, живя распутно, злоупотреблять дарами Отца. Мы должны пользоваться ими, как подобает господам, не испытывая к ним страстной наклонности. Ибо мы поставлены повелевать и господствовать над пищей, а не быть ее рабами. //**Педагог.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти** Объясняет, как может произойти преткновение. – Увидит, говорит, брат тебя в требищи, – тебя, которого он знает за человека многосведущего, всеми чтимого, которого слово и дело имеют всегда вес среди братий, – увидит и увлечется примером твоим тоже сесть за идоложертвенную трапезу, между тем как в совести своей считает это дело не безгрешным для христианина. Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит пред Богом, ибо против совести ни в каком случае не должно действовать. Вот как может совершиться преткновение и падение брата немощного! – «И этот соблазн происходит не только от его немощи, но и от твоего неразумия; ты делаешь его еще более немощным» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-11 **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** **Ибо если кто** из братьев будет нетверд умом своим и **увидит тебя, имеющаго знание, там возлежащим**, - то он, при ложном взгляде на жертву, увлеченный желанием **к ядению идоложертвеннаго, - вот, погиб** невинный, **ради коего Христос умер**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное** То есть: если кто-нибудь слабый увидит тебя, как ты называешь себя, совершенного, едящим идоложертвенное, то не найдет ли он большего повода к тому, чтобы и самому есть идоложертвенное, и не более ли еще утвердится (это значит **расположить**) в мнении, что идол есть нечто? Ибо, не зная твоей мысли, с какой ты это делаешь, он, без сомнения, почтет твой поступок увещанием. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное** Идолу ничего нельзя давать, как ничего нельзя и брать у идола. Если против веры - сидеть за столом в капище, то что сказать о человеке в одеянии идола? //**О венце.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное** Здесь он говорит о том, что слабый, видя брата своего опытного приглашенным в капище, и расслабленно возлежащим, и потребляющим в пищу плоть идоложертвенную, почитает это за некую благодать. И сам начинает есть идоложертвенное - не по той совести и знанию, что нет идолов, но по той совести, что полагает, будто есть в этом могущество идола, когда брата знающего видит это вкушающим без содрогания. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** Ап. делает здесь практическое приложение из общих положений, изложенных выше (в [[new:1kor:08:07|ст. 7-9]]). - //Кто-нибудь// - конечно из тех, о ком шла речь в 7-м ст. - //Капище// - от древне-славянского выражения: //кап// = изображение, истукан. Так называлось место, в котором был поставлен истукан или идол (ειδωλει̃ον). - //Не расположит ли его//. Смелое появление христианина в капище и безбоязненное вкушение пищи, приготовленной из остатков жертвы идолу, не останется без влияния и на немощного христианина, который сначала было отказался от участия в таком пиршестве. Но, конечно, он будет участвовать в этом пиршестве не в силу убеждений, а только из подражания более твердым в вере христианам. Внутреннее же его отношение к идолам чрез это не изменится. Неверность Господу, какую он, по его мнению, совершил здесь, отделит - думает Ап. - его от Господа, а с этим и начнется для него духовное умирание, которое может привести человека к вечной погибели (ср. [[new:rim:14:15|Рим XIV:15]]). Таким образом сильный верою проявит свою силу в чем же? В погублении своего брата! Он погубит брата своим //познанием//, т. е. своим высоким христианским развитием, до которого он так добивался! Он погубит человека, за которого Христос претерпел смерть! Не странно ли после этого, если сильный верою хочет непременно доказать свою веру и свой свободный взгляд на язычество? См. также Толкование на [[new:1kor:08:08#lopuxin_ap|1 Кор. 8:8]] [<10>]