[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 8:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И от ядения твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** Наносимый тобою вред непростителен по двум причинам: потому, что ближний твой немощен, и потому, что он брат твой: но есть еще и третья причина, самая страшная. Какая? Та, что Христос не отказался умереть за него, а ты не хочешь даже оказать ему снисхождения. Этими словами (апостол) напоминает совершенному, чем он сам был прежде, и что Христос умер за него. Не говорит: за которого тебе надлежало бы умереть, но гораздо сильнее: **«за которого умер Христос»**. Владыка твой не отказался умереть за него, а ты не обращаешь на него никакого внимания, не хочешь для него воздержаться даже от нечистой трапезы, но попускаешь ему погибнуть после того, как таким образом совершено его спасение, и, что всего тяжелее, из-за пищи. Не сказал: от твоего совершенства, или: от твоего знания, но: от твоей пищи. Итак, здесь четыре вины, и весьма важные, именно: твой брат, немощный, столь любезный Христу, что Он даже умер за него, и притом из-за пищи подвергается погибели. //**Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре** **Погибнет**; ибо, действуя против совести, грешит; а может быть еще и то, что, приобщившись трапезы бесовской, совсем отпадет от веры и опять обратится к идолопоклонству. Пал – погиб, пока не покается; а отпал – погиб совсем. Причина же – твой разум; ты разумно смотришь на вещи, но неразумно действуешь при разумных своих воззрениях. И брат погиб,– брат, за которого Христос умер. Поражающее напоминание! Он уже принял очистительное и освятительное действие смерти Христовой: капли крови Господа на нем во спасение. А ты ввергаешь его в прежнюю нечистоту и вместе с ним попираешь сию спасительную бесценную кровь. Не ужасает это тебя?! «Наносимый тобою вред непростителен по двум причинам: потому, что ближний твой немощен, и потому, что он брат твой; но есть еще и третья причина, самая страшная. Какая? – Та, что Христос не отказался умереть за него, а ты не хочешь оказал ему даже снисхождения. Не говорит: за которого тебе надлежало бы умереть, но гораздо сильнее: **егоже ради Христос умре**. Владыка твой не отказался умереть за него, а ты не обращаешь на него никакого внимания, не хочешь для него воздержаться даже от нечистой трапезы, но попускаешь ему погибнуть после того, как таким образом совершено его спасение, и, что всего тяжелее, из-за пищи! (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** См. Толкование на [[new:1kor:08:10#prp_efrem_sirin|1 Кор. 8:10]] ===== Блаж. Августин ===== **И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** Если мы немощного человека недолюбливаем за порок, делающий его немощным, то давайте помнить о Том, Кто ради этого немощного умер. //**О различных вопросах.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** Таким образом, совершенство твое будет причиной погибели другого, и притом слабого, и такого, за которого Христос умер. "Если же Христос не отказался и умереть за него, как же тебе не воздержаться от яств, чтобы он не соблазнился твоею пищею (επί τη ση βρώσει)", - говорит Златоуст. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** Апостол усилил обвинение, чтобы устранить вред. //**Толкования на послания апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос** См. Толкование на [[new:1kor:08:10#lopuxin_ap|1 Кор. 8:10]] [<10>]