[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада** **«Какой воин служит когда-либо на своем содержании?»** [[new:1kor:09:07|(1Кор.9:7)]]. Приведя сильнейшее доказательство – пример апостолов – на то, что можно делать это, он теперь, по своему обыкновению, обращается к сравнениям и общепринятым обычаям и говорит: **«какой воин служит... на своем содержании?»** Посмотри, как приличны настоящему предмету приводимые им сравнения, и как он упоминает наперед о деле, соединенном с опасностями, – о воинской службе, оружии и войне. Таково и апостольство, и даже гораздо труднее. И у апостолов была брань не только с людьми, но с бесами и с предводителем их. Смысл слов его следующий: если и внешние (языческие) начальники, жестокие и несправедливые, не требуют от воинов, чтобы они шли на войну и подвергались опасностям, и между тем содержали сами себя, то возможно ли, чтобы Христос требовал этого (от апостолов)? И он не довольствуется одним сравнением, – потому что обыкновенно простой и грубый человек скорее убеждается тогда, когда видит, что общепринятый обычай согласуется с заповедями Божиими. Потому он приводит другое и говорит: **«кто, насадив виноград, не ест плодов его?»** Первым он выразил опасности, а последним труд, великую ревность и усердие. Потом присовокупляет третье сравнение: **«кто,** – говорит, – **пася стадо, не ест молока от стада?»** Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землей, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Заметь, как он везде соблюдает соразмерность, стараясь сказать только полезное, а не излишнее. Не сказал: какой воин служит и не богатеет? но: **«кто воинствует своими оброки когда?»** Не сказал: кто насаждает виноград, и не извлекает золота, или не собирает всего плода? но: **«не ест плодов его?»** Не сказал: кто, пася стадо, не продает ягнят? но как? – **«не ест молока от стада?»** Не от ягнят, а от молока, выражая этим, что учитель должен довольствоваться малым утешением и одной только необходимой пищей. Это относится к тем, которые хотят поедать все и собирать все плоды. Так заповедал и Господь, когда сказал: //«трудящийся достоин пропитания»// своего [[new:mf:10:10|(Мф.10:10)]]. И не одно это внушает (апостол) такими сравнениями, а показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого. //**Гомилия 21 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Или кто пасет стадо, и от млека стада не яст** «Приведши сильнейшее доказательство – пример Апостолов – на то, что можно делать это (не трудами рук питаться), он теперь обращается к сравнениям и общепринятым обычаям и говорит: **кто воинствует своими оброки?** Посмотри, как приличны настоящему предмету приводимые им сравнения, и как он упоминает наперед о деле, соединенном с опасностями,– о воинской службе, оружии и войне. Таково и апостольство, и даже гораздо труднее. Ибо у Апостолов была брань не только с людьми, но с бесами и с предводителем их. Смысл слов его следующий: если и внешние (языческие) начальники, жестокие и несправедливые, не требуют от воинов, чтобы они шли на войну и подвергались опасностям, и между тем содержали сами себя; то возможно ли, чтобы Христос требовал этого (от Апостолов)? Он не довольствуется одним сравнением,– ибо простой грубый человек скорее убеждается, когда видит, что заповеди Божии согласны с общепринятыми обычаями; но приводит другое и говорит: **кто насаждает виноград и от плода его не яст?** Первым он выразил опасности, а другим – труд, ревность и усердие. Потом присовокупляет третье сравнение: **кто**, говорит, **пасет стадо, и от млека стада не яст?** Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Заметь, как Апостол везде соблюдает соразмерность, стараясь сказать только полезное, а не излишнее. Не сказал: какой воин служит и не богатеет? но: **кто воинствует своими оброки когда?** Не сказал: **кто насадив виноград**, не извлекает золота, или не собирает всего плода? но: **от плода его не яст?** Не сказал: кто, пася стадо, не продает агнцев? Но как? – **И от млека стада не яст?** Не от агнцев, а **от млека**; выражает, что учитель должен довольствоваться малым утешением и одной только необходимою пищей. И не это одно внушает Апостол такими сравнениями, а показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря,– и при всем том не желать ничего, кроме необходимого» (святой Златоуст). Третий довод берет Апостол из прообразовательного значения постановления закона Моисеева о незаграждении уст вола молотяща–9–10. «Доказав и примером Апостолов, и сравнениями из обыкновенной жизни, что учителю не запрещено брать, святой Павел приступает к третьему доказательству, и говорит» (святой Златоуст). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон** Защиту начал он вести за себя и товарищей своих, говоря: **Кто служит в войске на своем содержании когда-либо**? и прочее. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада** Имеет Церковь и своих воинов, и своих служителей в провинциях... свои виноградники и виноградарей, свои стада и своих пастухов... Некоторые люди по праву получают пропитание и одежду за счет благотворительности состоятельных, но они ничего не берут для нужд своих, кроме как от людей, продающих свое имущество. Таких не должны судить и осуждать более совершенные члены Христовы, обеспечивающие свои потребности собственными руками, - эту высшую благодетель настоятельно требует апостол. Но и они, как христиане более преуспевшие, не должны осуждать тех, от кого получают снабжение... Слуги Божии, живущие от продажи честных плодов собственных рук, с куда меньшей неуместностью могли бы осуждать тех, от кого они ничего не получают, нежели люди, которые в силу физических недостатков не в состоянии работать собственными руками, но которые при этом осуждают тех, за чей счет они живут. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Какой воин служит когда-либо на своем содержании** Ибо все воины пользуются содержанием от общества. Прилично поставил на первом месте служение воина; ибо оно имеет сходство с служением апостольским по соединенным с ним опасностям и по борьбе с мысленными врагами. **Кто, насадив виноград, не ест плодов его** Этим примером указал на трудность, множество бедствий и забот. Впрочем, не сказал: не употребляет весь плод, но: **не ест плодов**. Не сказал также: кто не обогащается от плода, но: не **ест**. Так повсюду убеждает искать необходимого, а не излишнего. **Кто, пася стадо, не ест молока от стада** Не сказал: продает овец, или: съедает их, или: все молоко, но: **молока**, показывая нам этим, что учитель должен довольствоваться малым вознаграждением и необходимым содержанием. Именем "пастыря" указывает на то, что учитель должен иметь большое попечение. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада** **Какой воин служит когда либо на своем содержании?** Уже в то время, как Павел писал это в Коринфянам, был общий обычай у Греков и Римлян, что воины получали на свое содержание жалование. Апостол говорит, опираясь на этот общий обычай. Сравнение весьма прилично делу. Апостолы и преемники их суть воины, подвизавшиеся на поприще духовной брани [[new:2kor:10:04|(2 Кор. 10:4-6)]]. Св. Павел пишет к Тимофею: //преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин// [[new:1tim:01:18|(1 Тим. 1:18)]]. **Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?** Златоуст говорит: первым сравнением Апостол выразил опасности, а другим труд, ревность и усердие. Потом присовокупил третье сравнение: **Кто**, говорит, **пасет стадо, и от млека стада не яст?** Этим означает великую заботливость, какую свойственно иметь учителю об учениках. Апостолы были и воины, и земледельцы, и пастыри, имевшие дело не с землею, не с бессловесными животными, не с чувственными врагами, а с разумными душами и с бесовскими ополчениями. Такими сравнениями Апостол показывает и то, каков должен быть священник. Он должен иметь мужество воина, трудолюбие земледельца и попечительность пастыря, и при всем том не желать ничего, кроме необходимого. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада** Ту же мысль о своем праве на содержание Ап. подтверждает ссылкою на обычай, повсюду соблюдаемый, по которому воин получает содержание, виноградарь - доход с виноградника и пастух пользуется молоком от своего стада. Примеры эти Ап. выбрал, вероятно, потому, что народ Божий часто изображался у пророков под образами войска, виноградника и стада. См. также Толкование на [[new:1kor:09:01#lopuxin_ap|1 Кор. 9:1]] [<10>]