[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** См. Толкование на [[new:1kor:09:08#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 9:8]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **В Моисеове бо законе писано: да не заградиши устен вола молотяща. Еда о волех радит Бог** [[old:vtor:25:04|(Втор. 25, 4)]] На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к Апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали Апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает. Законность наведения основывается на том, что закон ветхий во всех своих частях прообразовал предметы духовные, долженствовавшие явиться в благодатном царстве Христовом. Все постановления точно таковы, что в них духовная жизнь предызображается явственно, как в зеркале. Святой Златоуст говорит на это: «Для чего Апостол упоминает об этом (незаграждении устен у молотящих волов), когда имеет пример иудейских священников? Дабы сильнее доказать свою мысль. Потом, дабы кто не возразил, какое нам дело до того, что сказано о волах, обстоятельно объясняет это и говорит: **еда о волех радит Бог?** Неужели же Бог не печется о волах? Печется, но не столько, чтобы постановлять о них особый закон (разуметь надо: о них одних,– без применения). Если бы Бог не имел в виду чего-нибудь важнейшего, если бы не хотел примером бессловесных научить иудеев человеколюбию и вместе с тем напомнить им об учителях, то не оказал бы такого попечения о волах, чтобы предписывать закон о незаграждении уст их. (Предписывая последнее, имел в виду первое.) Отсюда видно, как велик есть и должен быть труд учителя, и еще нечто. Что же такое? – То, что сказанное в Ветхом Завете касательно попечения о животных преимущественно относится к назиданию людей, равно как и все другое, например, сказанное о разных одеждах, о виноградниках, о семенах, о том, чтобы не засевать землю разными семенами, о проказе, и, можно сказать, обо всем прочем. Так как слушатели были люди грубые, то он говорит им так, чтобы приводить их к разумению мало-помалу. Впрочем, Апостол не доказывает того, что ясно и очевидно само по себе. Ибо сказав: **еда о волех радит Бог**, продолжает: //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** И **в законе**, говорит, **написано**: //не завязывай рот вола молотящаго// [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]]. **Неужели о волах** одних **есть забота у Бога**, а о нас нет? //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего** С избытком подтверждает желаемый предмет, почему приводит в пример и волов. **О волах ли печется Бог** Что же? ужели не печется? Печется, но не так, чтобы давать законы о них. Поэтому заботливостью о бессловесных внушал нечто иное, именно приучал иудеев заботливости об учителях. Отсюда же узнаем, что все, что ни говорится в Ветхом Завете о бессловесных, то служит к назиданию людей. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** Забота Бога была не столько о волах, когда Он сказал: //не заграждайте рта у вола молотящего// [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]], - но более того об апостолах, ради которых сказал и которые Евангелие Христа распространяли. //**О началах.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** Животные эти ведут жизнь и преследуют цели согласно невыразимой воле Творца. И они не дают отчета о делах своих, потому что неразумны. Неужели Богу есть дело до волов? Но люди, поскольку они наделены разумом, представят отчет Богу за себя и за все, что они получили в пользование в течение жизни. //**О вере.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего** [[old:vtor:25:04|(Втор. 25:4)]]. **О волах ли печется Бог?** Буквально закон говорит о волах, чтобы, когда, по восточному обычаю, волы молотят пшеницу, не препятствовали им есть пшеничные колосья. Апостол здесь без сомнения не то говорит, будто Бог не печется о волах. По слову Господа, и ни один из воробьев не падает на землю без воли Отца небесного [[new:mf:10:29|(Мф. 10:29)]]. Но смысл апостольских слов такой: давая этот закон, о волах ли только печется Бог? //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог** См. Толкование на [[new:1kor:09:08#lopuxin_ap|1 Кор. 9:8]] [<10>]