[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую** См. Толкование на [[new:1kor:09:15#svt_ioann_zlatoust|1 Кор. 9:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо благовествую, несть ми похвалы: нужда бо ми належит. Горе же мне есть, аще не благовествую** Если благовествую, не заслуживаю чрез то особенной похвалы, **нужда бо ми належит**. Это долг мой. «Делаю это, как раб, служа владыке; ни один же раб не думает о себе высоко, когда выполняет лишь приказанное господином» (Феодорит). «**Нужда бо ми належит** – надобно понимать не так, будто бы он делал это против воли,– да не будет,– но так, что на нем лежит обязанность, и в противоположность с свободою – брать или не брать (благовествовать я должен, хочу или не хочу – долг мой; а благовествовать на своем содержании есть дело свободы, – когда хочу, тогда и делаю так; тут есть место похвале за свободное избрание того, что и не заповедано). Посему и Христос сказал ученикам: //егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом// [[new:lk:17:10|(Лк. 17, 10)]]» (святой Златоуст). – Итак, если благовествую, не за что похвалить, напротив, если **не благовествую, горе мне**. «Потому что противиться Владыке – дело, достойное наказания» (Феодорит). «Жалкий ждет меня конец. Сознание этого наводит страх; страх нудит к благовестию. Вот почему и говорю, что **нужда ми належит**» (Феофилакт). //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **горе мне, если не благовествую** Усердные пастыри, ревнующие о проповедывании слова Божия, устно и письменно иногда слышат такие упреки: зачем это вы так трудитесь? И без вас уже много сделано, и кем? Святителями, учеными и богомудрыми! Сколько уже написано прекрасных поучений! Зачем еще и вы стараетесь? Зачем стараетесь в своих устных проповедях: возьмите, перечитайте прежде написанное и передайте своими словами! – Нет, такие суждения не совсем правильны. Конечно, православный проповедник должен предварительно знать учение Церкви Божией и проповедывать не по своему смышлению, а на основе слова Божия и творений святых отцов (19 прав. 6 вс. соб.). Но от всякого проповедника требуют и личных усилий, а также ответа на современные недоразумения в вопросах жизни и веры... Не уклоняясь от православной почвы, всякий именно православный пастырь, уполномоченный представитель Церкви Божией, обязан проповедывать и устно и письменно, если может; он не должен смотреть на то, что кроме него есть проповедники гораздо лучше него. Каждый дает отчет за себя. И горе тому пастырю, который молчит... И пасомые обращаются именно к своему наставнику, духовному отцу. Он для них руководитель, другой им неизвестен... Поэтому, если священник не скажет в своем приходе слова проповеди, то никто другой не скажет... А проповедывание печатное тоже имеет значение: кто бы его ни сказал, главное, чтобы православный проповедник... И самый скромный проповедник, с Божией помощью, может сказать или напечатать глубокое и доброе слово. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую** Притом, если благовествую я, то за это не должно быть мне никакой **благодарности и нет мне похвалы**, то есть не в моей воле это, но **необходимость лежит на мне** от Того, Кто послал меня: **увы, (горе) мне (есть)** от суда Его, **если не буду благовестить**. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую** Что ты говоришь? Похвала для тебя не в благовествовании, а в безвозмездной проповеди? Ужели последняя лучше первого? Нет, говорит; но благовествовать заповедано мне, это моя обязанность, и если я исполняю ее, в том нет никакого совершенства, но если не исполняю ее, горе мне, ибо много буду бит, как не творящий воли своего Владыки ([[new:lk:12:47|Лк. 12:47]]). Проповедовать же безвозмездно - дело свободного произволения, и потому дело похвальное. Слова **необходимая моя обязанность** сказаны не для отнятия свободного изволения, но для отличия от свободы брать и по страху наказания за неисполнение долга. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую** Как сказал Господь: //когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать// [[new:lk:17:10|(Лк. 17:10)]]. **И горе мне, если не благовествую!** Ибо послан раб господином своим и не согласно собственной воле: если же скован чем, то розгой хозяина погоняется. Так, несмотря на свое нежелание, Моисей послан Господом к фараону, и Иона принужден проповедовать в Ниневии. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую** Почему Ап. хотел бы лучше умереть, чем лишиться славы безмездного учителя веры? Потому что самым учением или проповедью он не может гордиться - совершение этого служения есть для него дело необходимости, долга. Тогда как 12 Апостолов пошли за Христом по свободному решению, Ап. был принужден взять на себя проповедание Евангелия язычникам, иначе его ждало осуждение [[new:act:09:05|(Деян. 9:5]]). См. также Толкование на [[new:1kor:09:15#lopuxin_ap|1 Кор. 9:15]] [<10>]