[<10>] ====== Толкования на 1 Кор. 9:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-22 **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых** **«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести»** [[new:1kor:09:19|(1Кор.9:19)]]. Здесь он представляет еще иное превосходство. И не брать – великое дело; а то, что хочет сказать, гораздо важнее. Что же такое? Я не только, говорит, не брал и не только не пользовался своим правом, но еще подвергал себя рабству, и рабству разнообразному и всестороннему; не в деньгах только, но, что гораздо важнее денег, во многих и различных делах я поступал точно также; поработил себя, тогда как не был подчинен никому и не имел никакой необходимости, – это именно означает выражение: **«будучи свободен от всех»**, – и поработил не одному кому-нибудь, а всей вселенной; потому и присовокупляет: **«я всем поработил себя»**. Проповедовать и возвещать вверенное мне я был обязан, а изобретать и измышлять тысячи к тому способов – это зависело от моего усердия; я был обязан только передать серебро, но я употреблял еще все меры к тому, чтобы истребовать его обратно, исполняя более повеленного. Он делал все по ревности, усердию и любви ко Христу, и имел ненасытное желание спасения человеческого. Поэтому, от большого избытка (ревности), он преступал пределы и во всем простирался выше самого неба. Сказав о порабощении, он далее говорит о различных родах его. Каких? **«Для Иудеев**, – говорит, – **я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев»** [[new:1kor:09:20|(1Кор.9:20)]]. Как это было? Он обрезывал для того, чтобы уничтожить обрезание. Потому не сказал: иудей, но – **как Иудей**, так как это было с преднамеренной целью. Что говоришь ты? Проповедник вселенной, восходивший до самых небес и сиявший такой благодатью, мог ли он внезапно так снизойти? Да, потому что это есть также и восхождение. Не на то только смотри, что он нисходит, но и на то, что нисходя восстанавливает лежащего внизу и возводит его с собой. **«для подзаконных был как подзаконный»**, не будучи сам под законом, **«чтобы приобрести подзаконных»**. Эти слова служат или изъяснением сказанного прежде, или означают что-нибудь другое. Иудеями он называет тех, которые были такими издревле и с самого начала; а подзаконными – прозелитов, или тех, которые приняли веру, но еще держались закона, так как они не были уже иудеями, но были под законом. Когда же (апостол) был под законом? Когда остригся, когда приносил жертву. Он делал это не потому, чтобы переменил свой образ мыслей, – это было бы порочное дело, – но по любви и снисхождению. Чтобы обратить действительных (иудеев), он сам был (как Иудей), не действительно, и только по-видимому, не на самом деле будучи таким, а только поступая так без истинного расположения. Да и мог ли он искренно делать это, когда старался обратить и других, когда делал все, чтобы освободить и других от такого унижения? **«Для чуждых закона – как чуждый закона»** [[new:1kor:09:21|(1Кор.9:21)]]. Эти не были ни иудеи, ни христиане, ни язычники, но были вне закона, каков например Корнилий и подобные ему. Приходя и к ним, он во многом поступал по их (обычаям). Впрочем, некоторые говорят, что здесь он намекал на свою речь к афинянам, по поводу надписи, бывшей на капище; потому и говорит: **«для чуждых закона – как чуждый закона»**. Далее, чтобы кто не подумал, что его действия происходили от перемены образа мыслей, он присовокупляет: **«не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу»**, т. е. не только не будучи беззаконником, но подчиняясь закону, не обыкновенному, а гораздо высшему ветхого, закону Духа и благодати; потому и прибавляет: **Христу**. Затем, уверив в неизменности своего образа мыслей, он опять представляет пользу такого снисхождения: **«чтобы приобрести чуждых закона»**, так же, как и везде он показывает причину своего снисхождения. Не останавливаясь на этом, он продолжает: **«для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных»** [[new:1kor:09:22|(1Кор.9:22)]]. Здесь он говорит в отношении к ним (коринфянам), как говорил и все прочее. Прежде сказанное было гораздо важнее, но это ближе к ним; потому он и поставил это после всего. То же самое он делает и в послании к Римлянам, когда вразумляет их касательно пищи, и во многих других местах. Потом, чтобы исчислением всего порознь не слишком распространить речь, говорит: **«для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»**. Видишь ли его превосходство? Для всех, говорит, я был все, не надеясь спасти всех, а чтобы спасти хотя немногих. Усердие и служение мое было таково, какое свойственно спасающему всех, хотя он не надеялся обратить всех: дело великое и показывающее пламенную ревность! И сеятель сеет везде и, хотя не все семя остается в сохранности, он во всяком случае делает свое дело. Указав на малочисленность спасаемых прибавлением слов: **«по крайней мере»**, он утешает тех, которые скорбят об этом, так как, хотя невозможно, чтобы все семя осталось в сохранности, но невозможно и то, чтобы оно все погибло. Потому словами: **«по крайней мере»** он дает понять, что усердный делатель непременно получит успех. //**Гомилия 22 на 1-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшия приобрящу** **Свободен**, говорит, **от всех**, не вещей, а людей, и **всем себе поработих**, не вещам, а людям. Ибо речь идет все о лицах. Порабощение же состояло в том, что он свой нрав, свои обычаи и желания подчинял нравам других для того, чтобы, таким образом сблизясь с ними, находить доступ к их сердцу и, полагая там семя слова, приобретать их Господу. Святой Златоуст говорит: «Здесь Апостол представляет еще иное превосходство. И не брать – великое дело; а то, что он хочет сказать, гораздо важнее. Что же такое? – Я не только, говорит, не брал и не только не пользовался своим правом, но еще подвергал себя рабству, и рабству разнообразному и всестороннему, ибо не в деньгах только, но, что гораздо важнее денег, в делах многих и различных я поступал точно так же; поработил себя, тогда как не был подчинен никому и не имел никакой необходимости, ибо это означает выражение: **свободен сый от всех**,– и поработил не одному кому-нибудь, а всей вселенной, посему и присовокупляет: **всем себе поработих**. Проповедовать и возвещать вверенное мне я был обязан, а изобретать и вымышлять тысячи к тому способов – это зависело от моего усердия: я был обязан передать серебро, но я употреблял еще все меры к тому, чтобы истребовать его обратно, исполняя более повеленного. Ибо он делал все по ревности, усердию и любви ко Христу, и имел ненасытимое желание спасения человеческого, посему от избытка ревности преступал пределы и во всем простирался выше самого неба. Сказав о своем порабощении, он далее говорит о разных родах его. Каких же?» //**Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== Человек бывает совершенным тогда, когда может сказать с апостолом: **свободен сый от всех, всем себя поработих, да множайшия приобрящу**. Слова сии сказаны апостолом тогда, когда он свободен был от греха и не чувствовал на себе тяжести преступления, которое ему уже прощено было. Когда он сделался свободным от греха и уже впредь не мог опасаться его, то старался освободить от него других, которые были порабощены ему и сами собою не могли освободиться от него, потому что не имели в себе той силы и мужества, которые бы могли сказать о грехах: //расторгнем узы их и отвержем от нас иго их// [[old:ps:002:03|(Пс. 2, 3)]]. После того как апостол Павел удостоился видеть Господа нашего Иисуса Христа, он достиг совершенства и начал содействовать слабым людям, чтобы они стремились к предназначенной им цели и достигали также совершенства. Он трудился в сем деле с величайшим смирением по примеру Господа нашего Иисуса Христа, Который по глубокому смирению Своему облек Божество Свое в человечество и принял образ человека, между тем как Он был не только Человек, но и воплотившийся Бог, как написано о сем в Евангелии: //и Слово плоть бысть, и вселися в ны// [[new:in:01:14|(Ин. 1, 14)]]. //**Письма к монахам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** **Ибо, будучи свободен от** этих **всех**, я **всем себя поработил, дабы** для наследства **приобрести** наследников. //**Толкование на послания божественного Павла.**// ===== Блж. Августин ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** Павел становился для каждого своим не для того, чтобы извлекать из этого выгоду, но чтобы сочувствовать каждому. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** Говорит еще большее. Я не только не брал, хотя имел власть, но и, будучи свободен, не будучи никому подчинен, без постороннего побуждения, сам поработил себя всем, не одному и не двум, но вселенной, не для того, чтобы угождать всем лестью, но чтобы **больше** приобрести верующих; ибо приобрести всех невозможно. //**Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** **Быть свободным от всего** может только совершенный апостол. Ибо кто-то может быть свободным от блуда, но рабом гнева, свободным от сребролюбия, но рабом тщеславия. Такой может быть свободным от одного греха, но рабом другого греха. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** **Свободный от всех** есть, ибо никому из угодливости не передал Евангелие, и ничего, кроме спасения обращенных, не возжелал для себя, и развращенных за большую мзду из покупного лицемерия не принял. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести** Самоотречение Ап. Павла не ограничивается его отказом от содержания: оно простирается на всю его деятельность. Всегда он отказывался от своих прав там, где этот отказ мог принести пользу ближнему. Он подчинялся чужим привычкам, чтобы большее число верующих приобрести для Христа. См. также Толкование на [[new:1kor:09:15#lopuxin_ap|1 Кор. 9:15]] [<10>]